Добрейшего всем времени суток, друзья-кинолюбители!
И снова, как и в моей предыдущей публикации, посвященной отечественной псевдо-патриотической военной "халтуре" Лунгина фильму "Братство"
здесь любую интригу также хочется "убить" в зародыше: халтура!
Сопереживание персонажи ленты, на мой взгляд, могут вызвать разве что у особенно эмоционально восприимчивых представительниц слабого пола. Ведь любая женщина, по сути, это Мать. А кто как не мать будет любить своего сыночка, свою кровиночку, чтобы там эта кровиночка в жизни не вытворяла и в какое бы чудовище (возможно, и любящими мамиными чрезмерными заботой и опекой в том числе) не выросла.
Нет, я не отрицаю, что актеры играют талантливо. Чадов и Смольянинов, Крюков и Кокорин, Евланов и Фидаров - все они чудо как хороши. На общем фоне на тот момент в большинстве своем далеко не звездных артистов, как раз занятые в эпизодах мэтры (Говорухин, Баширов, Кравченко, сам Бондарчук) выглядят как раз менее убедительно.
Но вот кому сопереживать? Или слизанный как и многое другое в этом фильме Бондарчуком слоган "Они хотели, чтобы их просто любили", по мнению режиссера, как бы по умолчанию дает ему индульгенцию в его издевательстве над здравым смыслом и чувствами зрителя?
Кого нам показывают? Откровенных гопников, попавших в Советскую Армию исключительно будучи поставленными перед банальным выбором "армия или тюрьма"? И, как бы в насмешку над этим обстоятельством, наши герои попадают в "афганскую" учебку, а генерал в исполнении Говорухина свою напутственную речь начинает словами о том, что все они, каждый из них совершенно добровольно (здесь внимание зрителя акцентируется особо, чтобы даже самому твердолобому стало понятно, что ни о какой добровольности не может идти и речи) изъявили желание отдать воинский долг Родине и исполнить интернациональный долг советского воина-десантника в ДРА.
И парни летят в Афган, который эффектно встречает салаг сбитым военно-транспортным ИЛ-76 с убывающими дембелями, когда молодые еще толком не успели разгрузиться и покинуть ВПП.
Ад и угар! Именно так по мнению, Бондарчука, вероятно и происходило в реальности - самолеты ВВС сбивались пачками, конвои шурави через один уничтожались на горных перевалах, бойцы, прапорщики и офицеры голодали и мародерили при первой же возможности (привет лунгинскому "братству"!)
Как иначе объяснить заявленное "основано на реальных событиях"? Вы можете? Я - нет.
Весь фильм - это один сплошной ляп, откровенный художественный плагиат. Не вижу нужды перечислять объекты подражания, замечу только, что переснимать американский вьетнам в советском афганистане - это как-то совсем убого. Ну, да впрочем, чего с Творцов взять. На ум мне сразу же приходит звенягинский "Левиафан", который показывает мрачную беспросветную трагедию РОССИЙСКОЙ (российской, Карл!) провинции, притом, что базируется сценарий фильма на имевшей место быть в реальности истории, которая произошла в США (!) И вот все у них так.
Затянутый сюжет картины в итоге, скрипя всеми своими вразнобой гребущими колесами, дотягивает на последнем издыхании к финалу. И здесь накал фантазии авторов пробивает все возможные пределы разумного - тут тебе и преступное советское военное командование, потерявшее В/Ч при выводе войск, и харизматичные бородачи - борцы с неверными, идущие в психические атаки в полный рост аки белогвардейцы-каппелевцы в советской классике про Чапаева, и опоздавшие к разбору полетов "крокодилы" и непременный last man standing. Не, ну, а как же иначе, ведь душманы уничтожали советских солдат миллионами! Что в Великую Отечественную, что здесь - только трупами завалив врага, чегой-то случайно могли добиться наши солдаты. Да и то, не победа это, по мнению нашей интеллигенции - борцов за мир, а так, позорное бегство. Вот то ли дело демократичный запад - вот там победы: и Берлин в 45-м они брали (как нам сейчас Польша рассказывает), и во Вьетнами ничуть не посрамилиль с напалмом и деревней Сонгми, а победили, и в Югославии, и в Ливии, и в Сирии.
Вот такое вот кино.
И в концовке картины изрядно возмужавший герой Артура Смольянинова, усатый и загорелый, на "броне" покидает Афган. Весь его вид, тяжелый взгляд полны печали о павших по прихоти режиссера-Бондарчука боевых товарищах..
Хочется только спросить - ну вот зачем так? Зачем было нужно выдумывать свои параллельные реальности действительно имевшей место войны, порочить настоящие подвиги, и при этом выдавать все это за правду? Зачем?
Засим, прощаюсь и удаляюсь в закат.
Всем - только хороших фильмов и позитивных эмоций!
С искренним уважением,
МимоШел.