Меня беспокоят коллекторы. Они постоянно мне звонят домой и в 7 утра, и в 12 ночи. Я никаких кредитов не брал, телефон раньше принадлежал другому человеку. Что делать, куда на них жаловаться?
Разумеется, такие действия коллекторов нельзя признать законными ни в том случае, если вам достался плохой номер в наследство от прежних жильцов, ни в том случае если у вас есть долги по кредитам. Федеральным законом №230-ФЗ определены правила взаимодействия коллекторов с должником и его знакомыми, включая допустимость звонков и их частоту. К сожалению, полностью звонки коллекторов не запрещены.
Казалось бы, номера телефонов являются вашими персональными данными, поэтому их использование возможно лишь с вашего согласия. Если вам просто не повезло и ваш новый номер телефона раньше принадлежал должнику, разумеется, ни о каком согласии на звонки речи быть не может. Если же вы брали кредит в банке, то, несомненно, ваш номер телефона остался в анкете на выдачу кредита. При этом в анкете, как правило, прописывается фраза, что вы разрешаете банку использование ваших персональных данных. Вы просрочили платеж, банк передал взыскание долга в работу коллекторам. Но самим коллекторам использовать ваши данные вы не разрешали, поэтому их действия нарушают закон и ваши права.
На самом же деле должник может отказаться от звонков коллекторов лишь при определенных условиях, а его знакомым и родственникам нужно специально запрещать коллекторам звонки по поводу чужих долгов.
Вот несколько способов, как можно эффективно избавиться от звонков коллекторов.
1. Написать коллекторам заявление о несогласии на звонки по чужому кредиту.
Такое заявление стоит написать и самому должнику, и тому, кто получает звонки по поводу его кредитов, включая коллег по работе, родственников, знакомых. Можно воспользоваться нашими примерами заявлений и инструкциями:
2. Сменить номер телефона или внести номер коллекторов в черный список.
Еще можно записывать известные номера коллекторов в память телефона и просто их не брать. Этот способ подойдет и тем, кто не хочет заморачиваться со всякими заявлениями и жалобами, и тем, кому с помощью жалоб пока не удалось прекратить назойливые звонки.
К сожалению, это не дает вам никаких гарантий, что новый номер не числился раньше за каким-нибудь другим кредитным должником. Плюс потребует от вас временных и материальных затрат на переоформление номера. Кроме того, колл-центры коллекторских служб могут звонить вам с разных номеров, и все эти номера заблокировать или записать нереально.
Также можно воспользоваться одним из мобильных приложений, которые автоматически создают черный список известных номеров коллекторов и блокируют их. Например, приложением «АнтиКоллектор.Россия» или его аналогами.
Это интересно: Что могут и что не могут делать коллекторы?
Все, что вам надо знать про новый закон о коллекторах
3. Попытаться объяснить коллекторам, что они ошиблись номером и что должник, которого они ищут, теперь здесь не живет.
К сожалению, на практике коллекторы просто не будут вас слушать и продолжат атаку телефонными звонками в любое время дня и ночи. В таком случае из разговора с сотрудником службы по взысканию долгов попытайтесь получить максимум информации — как называется компания, которая ищет должника, в каком банке был взят кредит, по какому адресу можно написать письмо в это агентство по взысканию долгов. Эта информация вам понадобится для написания заявлений и жалоб.
4. Написать коллекторам письмо.
В законодательстве прямо предусмотрено, что
субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Часть 1 статьи 14 ФЗ «О персональных данных»
На данном основании вы имеете право потребовать от коллекторов исключения ваших персональных данных из их базы. Ваше требование должно быть оформлено в письменном виде.
В шапке нужно указать название и адрес коллекторского агентства, которое вас беспокоит, ваши ФИО и адрес для направления ответа. В тексте заявления укажите подробно, кто, когда, на какой номер звонит и какого должника разыскивает. Укажите, что этот телефон оформлен на вас и должник здесь не проживает. К заявлению можно также приложить копию договора на установку телефона. В конце заявления должно быть указано ваше требование:
«Прошу исключить мой номер телефона и другие мои персональные данные из базы данных вашей компании и прекратить звонки на мой номер и любое использование этих персональных данных».
Для убедительности в тексте можно также пригрозить обращением в Прокуратуру и полицию.
Это требование нужно направить заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес коллекторского агентства. Обязательно сохраните для себя копию заявления, почтовую квитанцию об отправке и уведомление. Если коллекторы не перестанут вам звонить, эти документы потребуются вам для подачи жалоб.
5. Пожаловаться на коллекторов в уполномоченные органы.
Если вам попались упрямые коллекторы, которые и после получения вашего письма продолжают свои звонки, выход один — жаловаться. Любой гражданин нашего государства имеет право обращаться в государственные органы. В данном случае имеет смысл написать жалобу в Федеральную службу судебных приставов (надзирают за коллекторами) и в Роскомнадзор (этот государственный орган уполномочен на защиту персональных данных). За нарушение закона о взыскании просроченной задолженности и о персональных данных установлены штрафы по статьям 14.57 и 13.11 КоАП РФ.
В тему: Куда жаловаться на коллекторов?
Жалоба в Роскомнадзор подается также в письменном виде. Вы можете направить ее по почте заказным письмом. Кроме того, можно подать жалобу через официальный сайт Роскомнадзора. В жалобе также укажите ваши ФИО и почтовый адрес для ответа. А в тексте по возможности подробно распишите, кто, когда вам звонит, с какого номера, какой ваш номер незаконно используют коллекторы, как называется коллекторское агентство. Также укажите в жалобе, что своего согласия на использование ваших персональных данных вы коллекторам или банкам не давали. И обязательно попросите привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях (статья 13.11) установлено:
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
— влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
К своей жалобе в Роскомнадзор вам желательно приложить документы, которые подтверждают, что вы недавно оформили на себя этот телефонный номер, а также доказательства отправки коллекторам требования о прекращении звонков (ваше письмо, почтовая квитанция, уведомление о вручении). Если вы брали кредит в банке, то можете приложить к жалобе копию кредитного договора, где указано, что вы даете согласие на использование ваших данных только банку, а не каким-либо третьим лицам.