ГЛАВА 3-я. Кто, кому и что доказывать должен? Что есть движитель развития? Все мы, каждый по-своему, гладиаторы.
- А как это доказать людям?
- Что доказать, Миша?
- Что эта духовная практика поможет человеку.
- Миша, слово «духовное», как я уже говорил, к данной практике отношение имеет очень опосредованное. Это определение относится к религиозной деятельности. Этим термином можно определить участок развития человека только до уровня чистого сознания. А практика готовит его к становлению на Путь и движению по нему значительно, значительно дальше, чем этот первый рубеж. Кстати, этот первый рубеж часто называют Пробуждением, что тоже неверно. В социуме пока нет должного понимания в этой сфере, поэтому часто неверно, используют различные термины и понятия. Но давай более подробно вернёмся к этому немного позже.
- Я понял, Генадий.
- Но, вернёмся… Так вот, это человек должен доказывать свою готовность к практике, а не наоборот. Попробуй получить образование в престижном ВУЗе, устроиться на престижную работу. Ведь тебя будут проверять. Годен ли, соответствуешь ли? Или не так?
- Да, но в данном случае это уже сложившаяся традиция. А практика - нечто новое, даже подозрительное.
- Какая же это традиция? Это обычный здравый смысл. И здесь то же самое. Но, хорошо, Миша, а как ты себе представляешь доказательства, скажем, профессора математики в детском саду? Он что, матрицы и интегралы на доске рисовать будет? Поражать воображение детей дифференциацией и интегрированием? Да они этого просто не поймут. Даже как «чудо» у них это не пройдёт. Просто не поймут. Ну, а то, что учиться в школе придётся, и той же математике, у тебя, у взрослого, надеюсь, сомнений не возникает?
- Естественно, нет.
- Поэтому профессора в детские сады и не ходят. Там достаточно нянечки и воспитательницы. И эта система работает. Но сам профессор профессором не сразу родился. Он ведь этой науке учился. И где? Да в этой же системе образования, куда детский сад, как начальное звено, и входит. И теперь этот профессор является в обществе примером и авторитетом в своей области. И пусть даже при этом ох как далеко не все понимают то, над чем он трудится и, что он говорит, особенно в детском саду.
За его словами стоят дела. Это и делает его авторитетом. Так и в нашем с тобой случае – обществу нужен пример. И не просто пример чудес заезжих мастеров. Скажут: ну, это у них там всё такое особенное. То есть, такой ход не пройдёт. Нужен свой пример, местный. Наши люди. И не один-два, а хотя бы 30-40 для начала. Тогда им поверят. Не сразу, но поверят. Да и чудеса они смогут показывать, какие захотят. Если захотят! Главное, покажут пример отношения к жизни, как жить счастливо и зачем жить, а то ведь многие даже не знают, что это такое. Нужен пример.
В некоторых регионах Востока уважительное отношение к духовной практике и практикующим сохранено в традициях, в культуре. Это закладывается в воспитании. И там самой практике не надо ничего доказывать…
Посмотри, как можно поставить дело – подрастающее поколение видит впечатляющие результаты в спорте, науке, искусстве и так далее, в любых областях, и для них это что-то на уровне чуда. И мастера, которые это делают, ко всему прочему, ещё и СЧАСТЛИВЫЕ люди. Молодёжь тоже захочет так уметь. И они пойдут постигать мастерство. Но сразу будет говориться, что уровень гениальности и помощь от СТАРШИХ возможны только в случае глубокой гармонии с жизнью. А это значит, что сразу автоматически подтягиваются и все лучшие человеческие качества. То есть, человек, для начала, должен становиться очень честным, порядочным и к другим, и к себе, и к жизни. Вот чему сразу учить надо, что изначально закладывать надо. Тогда можно рассчитывать на помощь от НИХ. А ОНИ, как ты уже убедился сам лично, многое могут.
- Да. Я бы даже сказал, что не многое, а ВСЁ.
- Для нашего уровня, да - ВСЁ. Но ОНИ… знаешь, ведь правильно говорят: чем умнее человек, тем он больше учится. ОНИ тоже учатся. Чтобы идти ещё дальше, чтобы знать, уметь, мочь ещё больше. ОНИ это поняли. Собственно, поэтому ТАМ и находятся. И нам ещё помогают… Давай вернёмся к спорту. Основная его задача – воспитание человека через физическую культуру. Значит, этот процесс важен, как процесс воспитания и становления человека. Но если процесс превращается только в систему зарабатывания денег или «эгоистических достижений», то он выхолащивается и, в принципе, теряет смысл. Я имею в виду смысл с точки зрения жизни. Посмотри на само слово СПОРТ – это «СПОР» и «Т», то есть, «Т» - «Тупик». Так даже в правилах дорожного движения тупик обозначают – «Т» - проезда не будет. Значит спорт - это ни что иное, как «спор втупую». Это становится обычной профессией со всеми издержками, но никак не искусством или творчеством. И на этом развитие человека заканчивается. Всё постепенно сводится к обычной, рутинной работе, которая со временем становится просто в тягость. Даже возьми само слово «работа» – там же корень – «раб». Он постепенно становится просто заложником.
Я понимаю, если деньги нужны ради спасения чьей-то жизни – дорогое лечение, операция. Или сам спортсмен хочет учиться, оплатить престижное образование. Такая цель, по крайней мере, объясняет его действия… Они же мечтают побольше заработать и уйти с арены, пока сильны и здоровы. Их мотивы можно объяснить – в обществе больше уважают тех, кто богаче, у кого больше власти. Вот так эта игра и построена. На таком примитивном азарте. А потом включается страх – вдруг не хватит, мало будет или потеряю, разорюсь. И новая гонка по тому же кругу. И так, пока человек не поймёт, что он уподобляется белке в колесе. Для этого его и раскручивают, чтобы понял, почувствовал тупик и начинал искать выход. Так, может, сразу, поняв смысл, избежать этой бессмысленной траты времени и разочарования? Но сначала надо хотя бы остановиться.
- Гладиаторы тренировались и развивали своё боевое мастерство только с одной целью – выжить. Их в такие жёсткие обстоятельства загнала жизнь. А цель в тех же боевых искусствах востока – познать мудрость жизни и мира. Чувствуешь огромную разницу при всей внешней похожести подготовки к поединкам? Одного заставляют учиться, и - хочешь, не хочешь, а будешь вертеться. А другой сам учится и хочет этого, и он свободен в своём выборе. Ты бы что выбрал?
- Да уж… Но человек ведь не каждый день перед таким амплитудным выбором стоит.
- Разумеется, не у всех и не всегда такой жесткий выбор. Человек рождается свободным, и только от его воли зависит, кем он себя сделает. Гладиатором, то есть рабом, что в итоге все равно, рано или поздно, закончится поражением. Или СВОБОДНЫМ. Жизнь через такое «гладиаторство» в той или иной мере пропускает всех – все, так или иначе, жертвы и рабы обстоятельств. Тут она диктует условия, и отменить их никто не в силах…
***
- «Игрушки» никто не собирается отнимать. Если человека лишить «игрушек», он проклянёт жизнь. Но если сделать её жутко интересной, то он будет только играть и заигрываться. Поэтому она, а вернее те, кто стоит за ней, поступают очень мудро – со временем делают игру неинтересной и болезненной. Никто её не отнимает. Человек сам её бросит и будет искать что-то новое, более интересное. Вот так происходит вынужденное взросление и воспитание. Опять вернёмся к тому, чувствуешь ли ты качественную разницу вынужденного и желаемого обучения? Ты наверняка уже понял, что гладиатор быстро добивается успеха в освоении владения мечом или копьём. Но готов ли ты на такие условия ради меча или копья? Поэтому, если стоит задача быстро подготовить высококлассных специалистов того же меча или копья, или вообще чего угодно, им создают условия под названием «шутки закончились» или, как альтернатива, обучают практике знаний, если конечно есть к ней доступ. Ведь и в том, и в другом случае человек выходит на тонкое ощущение жизни, на «диалог» с ней. Без него дорога закрыта. Он не чувствует ситуацию, не «видит» соперника и так далее. И это всё мы рассматриваем только с позиции, как лучше сделать какое-либо дело. И только! Теперь ты понимаешь, насколько всё это мелко, и сколько вокруг наворочено. А всего лишь какая-то частная задача! Поэтому всё равно, какого бы уровня воин, специалист не был, поняв, в чём дело, он будет стремиться только ТУДА – к следующему звену.
- Генадий, можно вопрос? Раз мы так плотно взяли тему поединков.
- Конечно, давай.
- Вы сказали, что, только становясь порядочным, человек может выйти на гармонию с жизнью и получать от неё помощь в овладении каким-либо мастерством. А как же тогда поединки доброго, хорошего и положительного во всех отношениях главного героя с отрицательным во всех отношениях героем? Они же практически на равных бьются. Главный герой ведёт правильный, скромный, даже аскетический образ жизни и добивается высоких результатов в своём мастерстве. А «плохиш», как правило, не отказывая себе в удовольствиях и прочем, всё равно достигает в мастерстве практически таких же высот, как и хороший. Порой даже выше. Почему так?
- Борьба заложена в программу… Эта игра построена на борьбе и трудностях. Посмотри, тебе даже книгу читать или фильм смотреть неинтересно, если там нет конфликта или борьбы. Так ведь?
- Ну да, неинтересно.
- В трудностях растут. А скажи, кто лучше – щука или карась?
- Ясно. На то и щука, чтобы карась не дремал.
- Так же мы можем взять пример ниндзя и самурая. Они сильно конфликтуют или, во всяком случае, раньше конфликтовали. И тот, и другой отменно владеет боевым искусством. И каждый из них по-своему честен. И каждый из них по-своему чист перед своей совестью. И каждый другого считает плохим.
Это нужно ИМ - пускать якобы зло в этот мир через каких-то людей. Это только для развития. Все революции, войны, которые кем-либо развязывались, были вынужденно необходимы для развития и взросления нашего мира. К сожалению, по-другому… Но поверь, Миша, ОНИ воздерживаются от таких крайних мер до последнего…, ну, достойны люди что-то понять вот только так. По-другому ума не хватало. Тогда так – механизмом принуждения. Мы с тобой уже не раз поднимали тему того, что страдания очень хорошо меняют человека. И с позиции жизни просто удобно через страдания, тяжёлые трудности менять человека. А любые революции, потрясения всегда сопровождаются страданиями.
- Значит, иначе нельзя?
- По общей схеме – нет. Если убрать эту борьбу, то люди быстро пресытятся и прекратят своё развитие, а этого не допустят. Но можно обществу показать альтернативу – систему жизни, да нет, даже не систему… трудно, Миша, сопоставлять в равенстве такие термины как жизнь и существование. Это совершенно разные категории. Так вот, альтернатива - жизнь без страданий. Ты читал книгу Илоны*? (*«За гранью тишины») Там, а это наше эволюционное будущее, нет такого фактора воспитательного воздействия, как страдание. Там люди умнее поступают – они учатся и оплачивают своё развитие и свою эволюцию устремлённостью. И там движущей силой является счастье. А у нас - страх. Разницу чувствуешь?..
***
- То, что человек хочет сверить идеалы практики со своими убеждениями, это очень даже неплохо. Человек должен внутренне убедиться в верности принятия решения. Помнишь, мы затрагивали тему доверия? Но не забудь, что убеждения тоже меняются. С возрастом, с опытом. И это тоже нормально. У ребёнка свои убеждения, у взрослого – свои. Здесь опираемся только на здравый смысл. Конечно, определённый уровень этого здравого смысла в человеке уже должен быть. Если этого нет, то представляешь, сколько сил потратится на воспитание или даже перевоспитание взрослого человека? Вот почему там, где система образования в этой сфере поставлена и соответствует задаче, человек должен доказать, что на него имеет смысл тратить время…
Глава 1
Глава 2