Найти в Дзене

Сделано в СССР. Кому нужна советская музыка?

"Ариэль". Серьезные ребята
"Ариэль". Серьезные ребята

По мысли журналиста Леонида Парфенова, мы живем в эпоху «ренессанса советской античности». Возрождается явный интерес к утраченным приметам советского бытия. И музыка времен «социализма с человеческим лицом» вдруг заиграла новыми красками! Оказалось, что она отлично слушается на мировом уровне, а некоторые коллекционеры готовы выложить круглые суммы за давно забытый советский джазовый альбом.

Звучит "Мелодия"!

С легкой руки Интернета во всем мире знают певца Эдуарда Хиля (он же – Мистер Трололо) с его давно забытой даже на родине песенкой «Я рад, что я, наконец, возвращаюсь домой» 1976 года. Неожиданную популярность приобрела новая обработка песни «Сказание о Солнце-бубне» 1979 года в исполнении Кола Бельды. Клип «Ханина Ранина», снабженный видеорядом с холеными советскими курортниками, стал очередным хитом. Это лишь верхушка айсберга: заинтересованные люди давно пристально ищут шедевры на советских пластинках.

После крушения социализма музыка, сделанная при Хрущеве и Брежневе, особенно никого не интересовала, но в нулевые годы ситуация вдруг изменилась. Все началось с возрождения всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», которая была основана в 1964 году. В 2003 году к руководству «Мелодией» пришла молодая команда, которая занялась сохранением уникального архива в 60 тысяч уникальных записей, реставрацией и выпуском пластинок советского времени. Нынешняя «Мелодия» – предмет пытливого меломанского интереса.

Soviet? Cool!

Старая советская музыка (даже больше всех нелюбимая эстрада) вдруг сделалась стильной, самобытной и ценной. Среди отечественных и зарубежных меломанов появилась мода выискивать на советских пластинках «жемчужины» – потрясающие треки, которые чем-то напоминают передовые западные искания тех же лет, но при этом сохраняли неповторимо-умилительную атмосферу. Особую прелесть музыке времен СССР придают наивные обложки и «советскость» звучания: например, гулкий, булькающий бас (кстати, часто критикуемые советские инструменты и синтезаторы ныне тоже имеют небольшой, но преданный круг поклонников и коллекционеров и в России, и за рубежом).

Советские музыканты имели ограниченный доступ к достижениям своих коллег по ту сторону «железного занавеса», да и копировать образцы с «загнивающего Запада» напрямую было опасно. Вместо прямого подражания имело место использование «вражеских» элементов или переделка хитов с непременной русификацией лирики (впрочем, ВИА «Акварели» удалось выпустить свою версию «You Are The Sunshine Of My Life» Стиви Уандера на языке оригинала!) Меломаны выяснили, что цензура в союзных республиках была менее строгой, так что записи музыкантов из Грузии, Азербайджана, Украины или Прибалтики часто более мощные и раскованные.

«Русский рок», зародившийся в конце 70-х, выглядел прорывом от официоза к свободе самовыражения, но выяснилось, что подлинный «русский рок» скрывался не на подпольных творениях волосатых рокеров-недоучек, а на дисках «Песняров» и «Ариэля», на записях никому не известных ВИА, которые так приятно разыскивать. Более того, энтузиасты отыскали и подлинный советский фанк, советскую передовую электронику, советскую психоделию, советскую боссанову, а уж советский джаз никогда и не нужно было искать: он существовал и был признан во всем мире, только вот подлинный интерес к нему проснулся только сейчас.

Например, баллада Аллы Пугачевой «Сонет» помещена на американский сборник для ди-джеев «Dusty Fingers». Правда, имя певицы дано в экзотической транскрипции Ajijia Myrayebe.

Instant karma's gonna get you!
Instant karma's gonna get you!

Подписка, лайки и каменты приветствуются! Плюс в карму мне и вам! :)

Почитать на канале:

Десять хитов советского диско

Десять хитов советского фанка

Десять хитов советского регги

Советский психоделический рок. Миф или реальность?

"Тайна Третьей планеты". Несостоявшийся шедевр