Мы уже рассказали одну невыразимо печальную историю, связанную с Кадашами — старинным районом в северной части Замоскворечья.
Однако были в истории слободы и светлые, радостные времена.
В конце XVII века здесь возвели одну из самых красивых церквей всей Москвы — Воскресения Христова. Много лет она впечатляла и восхищала москвичей и странников из далеких стран. Изящные пропорции и ажурный силуэт колокольни стали причиной того, что ее прозвали "колокольней-свечой".
Восхищали прихожан и великолепный шестиярусный иконостас, и белокаменные наличники, и печи с изразцами...
А создано все это великолепие было на средства Кондрата Добрынина и его сына Лонгина Добрынина — выходцев из нижегородских земель, представителей богатого купеческого рода купцов.
С Кондратом все понятно: он получил свое имя в честь апостола Кодрата. А вот Лонгин — это имя римского легионера. Откуда же это имя появилось на Руси?..
Разгадка проста: конечно же, из библейских сюжетов!..
Лонгин (или Лонгиний) — тот самый легионер, который пронзил копьем бок распятого на кресте Иисуса. Согласно церковному преданию, брызнувшая кровь Спасителя попала воину на глаза, исцелив тем самым его от давней глазной болезни. Тогда Лонгин уверовал и стал христианском подвижником; спустя некоторое время он принял мученическую кончину, после чего был прославлен в лике святых. В Новом Завете его имя нигде не упоминается; однако в апокрифах его имя встречается не раз.
Конечно, Лонгин Добрынин был не единственным Лонгином на Руси. Был и блаженный с такими именем на Соловках, и привратник в Киево-Печерской лавре, и монах, основавший Коряжемский монастырь...
Кстати, церковь в Кадашах была не единственной, построенной на средства купца!.. Совсем недалеко Воскресенской церкви и буквально в 10 метрах от знаменитой Третьяковской галереи стоит церковь Николая Чудотворца в Толмачах (да-да: Район получил название в честь тех самых толмачей!), построенная также усердием Лонгина Добрынина. Вообще конец XVII — это пора настоящего строительного бума. Каждый боярский род, каждая состоятельная семья купцов, каждый успешный военачальник старался заложить собственные терема и каменные же храмы. С той поры в Москве, Ярославле, Рязани, Суздали, Каргополе и многих других городах стоит множество церквей, крепостных стен, каменных палат.
Сейчас это храм-музей при Третьяковской галерее.
В целом же практика использования греческих, латинских и заимствованных греками и римлянами из других языков имен была обычным делом: Иван (Иоанн), Андрей, Петр, Павел, Климент, Филипп...