Найти тему

Три всемирных конгресса (Часть 7. Россия… «исчезла»!)

Конгресс первый: ХХII Всемирный философский конгресс «Переосмысливая философию сегодня» (Сеул, Южная Корея, 2008).

(Часть 6 смотрите здесь)

Фото: Алексей Романов
Фото: Алексей Романов

И сейчас, кстати, был бы уместен вопрос со стороны тебя, читатель: а почему пресса ничего не пишет о всемирных философских конгрессах?; почему мы не встречали телевизионных или интернет-новостей на эту тему? Ответ прост и циничен:

новости о спорте или о войне занимают первоочередное место в нашем информационном поле и, следовательно, в нашем менталитете, а новости культуры, в частности, философии, находятся «вне игры».

Вот голые факты: 22-й всемирный философский конгресс проходил с 30 июля по 5 августа 2008 года; 29-е летние Олимпийские игры проходили в Пекине с 8 по 24 августа 2008 года; Вооруженный конфликт в Южной Осетии («Принуждение Грузии к миру» или агрессия России против Грузии – выберите себе подходящий вариант) с 8 по 12 августа 2008. Соответственно, пресса, особенно российская, сначала нагнетала информацию об Олимпиаде и о конфликте, а потом «освещала» и то, и другое. В сторону конгресса почти никто не смотрел, новостей было очень мало. И то мне лично пришлось похлопотать, чтобы хотя бы это напечатали. Такая вот очередная, лично для меня поразительная дихотомия (о дихотомиях см. часть 6)

В августе в Сеуле влажно и жарко, часто идут дожди. Я выходил из кондиционируемой и потому прохладной гостиницы на жаркую и влажную улицу, как будто попадал с уральской осенней улицы в предбанник натопленной бани. Порядок ощущений был обратным по сравнению с привычным: в Екатеринбурге я привык, что в помещениях тепло, а на улице почти всегда, кроме редких летних дней, ощутимо прохладнее. Мир как будто вывернулся наизнанку.

Фото из архива Алексея Романова
Фото из архива Алексея Романова

На улицах всегда очень чисто: чистые тротуары, чистые машины, даже покрышки автомобильных колес чистые, будто только что из мойки. Обувь не пылилась вообще нисколько. На каждом дереве, растущем в городе – прикрученная тонкой проволокой металлическая бирка с инвентарным номером. Маршрутные автобусы все равномерно новые и однотипные, для удобства пассажиров выкрашенные в два цвета: зеленый и синий, соответственно принадлежности к синей или зеленой маршрутной линии. Такси двух типов: черные (подороже и покомфортнее) и серые (подешевле и покомпактнее). Никакой разносортицы общественного транспорта, как в Екатеринбурге. Даже в жару многие корейцы одеты в деловые костюмы с галстуками. На улицах местами встречаются приподнятые над уровнем земли настилы с навесами, на которых можно прилечь и вздремнуть, если что.

Во время прогулок по городу, особенно в первые минуты после выхода из гостиницы на улицу, у меня постоянно возникала устойчивая иллюзия, что я иду внутри гигантского крытого помещения: время от времени я поднимал голову, чтобы удостовериться, что надо мной небо, а не высокий потолок торгового павильона или какого-нибудь мега-молла. Непривычный климат и невероятная чистота улиц и воздуха поддерживали ощущение комфорта и создавали необычное ощущение, что я не вышел на улицу, на открытый воздух, а продолжаю находиться у себя в гостиничном номере.

Фото из архива Алексея Романова
Фото из архива Алексея Романова
Где-то на третий день пребывания в Сеуле я ощутил нечто новое: Россия…куда-то «исчезла». Как будто я оказался вдруг в параллельной Вселенной, где реальность похожа на нашу, но в чем-то отличается. Я пытаюсь передать вам свои ощущения: стоя на Сеульской улице, или перемещаясь по городу в такси, я мысленно, «географически» пытался представить пространство к северо-западу от Кореи, но там…ничего не было!

Наличие России как таковой не читалось, не определялось из Сеула! Ну, то есть вот так: Корея есть, а Россия? – а что это? – была ли когда-нибудь эта страна? Более того, я обнаружил, что в Корее живут люди, совсем не озабоченные тем, кто будет следующим президентом России, и, тем не менее, они… прекрасно живут! Конечно, у них есть свои проблемы, но все же: оказывается можно вполне по-человечески и даже отлично жить, не зная, что такое Кремль, темы новостей первого канала и т.п. Что изменилось бы в жизни этих людей, которые маленькими ножницами, вручную, стригут траву на газонах, и ставят на учет каждое дерево в 20-ти миллионном городе, если бы Россия вдруг исчезла (не дай Бог даже присниться такому нашим «патриотам») с лица Земли? Правильный ответ: вообще ничего! Во всяком случае, Саманта продолжала бы так же бесподобно прекрасно улыбаться, когда ей этого захочется… Нам-то кажется, что нельзя и представить себе другую жизнь, без наших проблем и забот, а оказывается, можно! Мы считаем себя центром мира, нам кажется, что американцы или корейцы только и думают, что о нашем президенте или о проблемах коррупции и выборов в России, а это далеко не так. Вообще нисколько не так!

Водитель такси, плавно управляя движением автомобиля, напичканного всякой разной электроникой, показал мне на здание кинотеатра и сообщил, что там можно посмотреть очень хороший корейский фильм. Имея представление о кино преимущественно на основании российского и американского кинопроката, я снисходительно, вежливо покивал головой, мол, да, да, приму к сведению; но не стал менять своих планов. А зря. Уже по возвращении домой, я ради общей эрудиции, посмотрел пару корейских фильмов, потом сериалов… и испытал культурный шок. Я прозрел: мы тут в России сидим, отгородившись от остального мира и от нормальной жизни, просто в безнадеге и в эмоциональном стрессе, судя по нашему кино. Мы – как дети-сиротки, живущие у злых родственников, которые не ели ничего слаще морковки. О музыке – вообще отдельный разговор.

Национальный музей. В этом музее можно понять, что корейцы думают о себе сами, в чем их национальная гордость заключается. Там на одном стенде так и написано: корейское государство существует 5 (пять) тысяч лет! Умеренные корейские патриоты называют цифру в 4300 (четыре тысячи триста) лет. Иностранные критически настроенные историки обвиняют корейских историков в приписках и пытаются вычеркнуть из патриотической корейской версии хотя бы пару тысяч лет. Но даже в таком, хейтерском, варианте, история Кореи, и не просто народа, а именно государственной организации жизни, очень древняя.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Корейский алфавит был придуман корейскими учеными по приказу царя Сечжона Великого в 1443 году. До этого, конечно, корейцы умели читать и писать, но пользовались китайской грамотой. В средние века корейцы имели и носили паспорта: прямоугольные бирки из слоновой кости (для знати) или из дерева (для простых людей), привязываемые на запястье.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда я осматривал макет традиционного корейского деревенского дома в натуральную величину, ко мне подошли трое корейских мальчишек, по виду второй или третий класс школы. Они задали мне вопрос по-английски: из какой я страны? Я ответил: из России, а они громко и как-то странно засмеялись. Я до сих пор не могу понять, что вызвало их смех: презрение к России или то, что иностранец вообще умеет разговаривать?

На диорамах, посвященных военным баталиям, в основном, с японцами в средние века, можно увидеть, как корейские воины малым числом обращают в бегство превосходящие силы врага; поле боя усеяно трупами врагов, но нет ни единого хотя бы раненого корейского воина. Прямо скажем, в плане национальной гордости корейцы ни в чем не уступают русским. Многие корейцы искренне считают, что только в их стране бывают все четыре времени года: весна, лето, осень и зима. И еще информация, так, к размышлению: за всю корейскую историю корейцы никогда не теряли свою национальную элиту, страна очень редко и лишь недолго управлялась пришельцами-завоевателями. Я думаю, друзья, вы не станете задавать мне эфиопский вопрос «к чему вы все это нам говорите? и сами проведете нужные сравнения и сделаете выводы по своему идеологическому, ментальному и культурному вкусу.

Сквер на территории Сеульского национального университета. Фото из личного архива Алексея Романова.
Сквер на территории Сеульского национального университета. Фото из личного архива Алексея Романова.

(продолжение следует)