Италия. Яркая, волшебная, праздничная! Давно хотел ее увидеть — наслышан о ней от друзей-знакомых, «начитан» из книг, «насмотрен» из фильмов.
Италия для меня началась еще в школе с истории Древнего Рима — гладиаторы («Спартак» Джованьоли), Везувий, гибель Помпеи, Гай Юлий Цезарь, другие римские императоры.
Эпоха Возрождения. Микеланджело, Леонардо да Винчи…
Италия через великого англичанина — Шекспира. «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь». Книги и фильмы.
Италия Гарибальди — «Овод» Войнич.
Италия ближе к нашим дня: великие фильмы великих режиссеров с великими актерами…
Она манила своей историей, своими шедеврами искусства и архитектуры, своей культурой и… Видимо, в самой природе этого «сапога» содержалась какая-то тайна. Тайна того, что эта земля рождала столько гениев. Сама наша европейская цивилизация родилась здесь.
Но до сих пор у меня была только одна короткая вылазка в Венецию лет уж десять тому назад. Отдыхали тогда в Хорватии, в Пуле, брали однодневный тур в Венецию: три часа на быстром кораблике туда, три — обратно, и четыре часа в самой Венеции. Что такое четыре часа в Венеции? Торопливая ходьба по площади Сан-Марко, собор с колокольней, Дворец дожей, вокруг по улочкам да полчаса на гондоле… Все как-то скомкано, на бегу. Это, конечно, неправильно. Венецию и вообще Италию надо прочувствовать не спеша.
Италия хоть и небольшая страна по сравнению с Россией, но все-таки. Она такая разная! За один раз ну никак нельзя все охватить. (Как там у Козьмы Пруткова — нельзя объять необъятное?) И за два раза нельзя, и за три… Но начать-то с чего-то надо.
Решено. Едем. Но куда? Север — Милан, Флоренция, Верона, еще раз Венеция? Лигурийское побережье? Центр — Рим и его окрестности? Южнее — Неаполь, Капри, Искья? Еще южнее — Колабрия, Сицилия?
Выбор пал на Неаполь и то, что в том районе. Почему? Хотелось яркого теплого солнца, живописных итальянских берегов, моря… Память услужливо подсунула — Неаполь, Сорренто, Капри… Порылся в интернете и выбрал недорогую гостиницу в небольшом городке Майори на Амальфийском побережье (Амальфитанская ривьера). Это между Сорренто и Солерно. Относительно рядом и Неаполь, и Помпеи, и Капри… Подготовка к поездке была несерьезной — ай, приедем, там разберемся. В общем, так и получилось.
Из аэропорта в отель добрались уже вечером, когда стемнело, поэтому кроме россыпи огней по побережью ничего толком было не видно. Уснули в предвкушении — вот уж завтра!.. И «завтра» нас не обмануло.
Завтрак был на отрытой террасе на восьмом этаже отеля, прилепившегося к скале над морем. Завтрак — хороший «шведский стол», ничего особенного, но… Капучино с нежнейшим круассаном, сыром и… (вот оно — пиршество для глаз!) с великолепным видом на утреннее море с разбросанными по нему лодочками, катерами, яхтами, на линию берега, на высокие горы, круто спускающиеся к морю, на городки с игрушечными разноцветными домиками, лепящимися к скалам — на эту самую Амальфитанскую ривьеру.
Мне, привыкшему к нашим среднерусским, в большинстве своем равнинным ландшафтам, где глаз видит только сравнительно близкое окружение, открылась удивительная перспектива. Глядя на карту, видишь соседние городки — Майори, Минори, Амальфи — и привычно представляешь их где-то далеко, вне пределов видимости. А здесь вдруг с удивлением обнаруживаешь, что Минори — вот же он, спрятался вот за тем ближайшим мысом, а чуть поодаль — уже виден Амальфи. Переводишь взгляд дальше и понимаешь, что там, за следующим мысом со средневековой башенкой (а может, и более древней, этих башенок здесь много разбросано по побережью — они называются нормандскими), уже будет Позитано. А на горизонте угадывается остров — что это? О, так это же Капри! А если посмотреть с террасы виллы Чимброне в Равелло на юг, то виден даже противоположный берег Солернского залива. Видимый окружающий простор, его масштаб удивляет.
На следующий день мы взяли автобусную поездку в Сорренто. Легендарный Сорренто! Кто только его не воспел! И на живописных полотнах, и в музыке, и в песнях… Но самым ценным в этой поездке для меня стал не сам Сорренто, а дорога к нему. Проехались практически по всему Амальфийскому побережью. Дорога шла над морем, повторяя все изгибы скалистого берега. С одной стороны — скальный массив, уходящий вверх, а с другой — отвесные скалы, обрывающиеся в море. И везде тесно прильнувшие к скалам домики.
Рука постоянно с пальцем на кнопке затвора фотоаппарата — всегда в готовности. Хочется сфотографировать вот этот красивый вид, но за поворотом открывается еще более красивый! А за следующим еще и еще. Глаза купаются в этой роскоши живописных видов, каждый из которых просится на холст художника.
Через день мы взяли морской тур на Капри. Кораблик плыл опять вдоль всего побережья, по которому мы недавно проехались на автобусе. И снова мы видели те же места, но с моря, и опять то же пиршество для глаз, но поданное с других ракурсов.
Вершиной, основным блюдом того дня был, конечно, Капри. Хотя… немного смазывают впечатление толпы туристов в Марина Гранде и в самом городе Капри. Их притягивают сюда известные во всем мире виды со скалами и гротами, сказочные виллы еще со времен римского императора Тиберия, история и знаменитости, которые жили здесь, посещали этот сказочный остров. (Сразу приходит в голову наш Максим Горький — знал, где подлечиться и творить! Да и Владимир Ильич был явно не дурак — знал, где и у кого погостить.)
Между такого рода вылазками-экскурсиями купались в море. Теплое, спокойное, непередаваемой синевы. Соленое, гораздо более соленое, чем наше Черное море, в котором мы купались совсем недавно (отдыхали всем семейством в Болгарии). Наверное, поэтому здесь можно спокойно лечь на спину — море держит тебя, нежно покачивая на ласковой волне, и ты, как медуза, раскинувшись во все стороны, расслабившись, словно растворяешься в нем…
Вечером неспешные прогулки по набережной, по улочкам — заглядываем в магазины, наблюдаем здешнюю жизнь, слушая приятный итальянский говор, итальянскую музыку, доносящуюся из многочисленных кафешек и ресторанчиков. Ужинаем в ресторане на набережной. Побережье все в огнях. Видно далеко. Огни взбираются высоко в горы, образуя причудливые созвездия, отражающиеся в море. И волшебный свет полной луны — море подсвечено им, серебрится тусклым блеском убегающий к горизонту простор…
Что еще запомнилось? Итальянская кухня не нуждается в представлении. Упомяну лишь полюбившуюся нам пасту скьяфолино с мидиями трех видов (маленькие, средние и большие в черных ракушках) в изумительном соусе, лангуста (пришлось повозиться с ним с помощью специальных инструментов, но оно того стоило — вкуснятина!), местные вина и сыры…
В один вечер мы решили не ходить в ресторан. Я взял бутылочку местного амальфитанского красного вина, разных сыров с волшебно звучащими названиями и свежайшего хлеба с хрустящей корочкой. Расположились на веранде нашего номера, потягивали вино и любовались ночным морем и побережьем в огнях. Настроение вечного праздника здесь усиливают фейерверки-салюты, которые случаются практически каждый вечер. И не простенькие какие-нибудь, а великолепной красоты фейерверки.
А еще… мощным заключительным аккордом в этой поездке в Италию было посещение вилл Руффало и Чимброне в городке Равелло. На карте этот городок располагается в стороне от моря, где-то в горах, и невольно думается: «А зачем туда тащиться? Вся же красота здесь, у моря». О, какое заблуждение! Будете в тех краях — обязательно загляните туда.
Виллы хороши сами по себе, их дворики, сады, история… Но виды, открывающиеся с их террас — просто улет! И это не сленговое выражение, а в данном случае очень точное слово, передающее ощущение полета. Особенно на террасе Инфинити. Вот уж действительно полет! Открывается потрясающий вид на бесконечный простор моря, его берега и прибрежные горы. А прямо под тобой отвесный обрыв скалы, такой, что прямо дух захватывает. И ты паришь над этим простором, как птица. Очень яркое ощущение полета, схожее с тем, что я испытывал, когда прыгал с парашютом: под тобой бездна, а вокруг — бесконечный простор неба и моря. Разве что не хватает самого прыжка в эту бездну, чтобы стать частичкой этого простора. Так что, друзья мои, если вы не решаетесь прыгнуть с парашютом, но хотели бы ощутить восхитительное чувство полета — просто постойте на террасе Инфинити виллы Чимброне.
Итальянцы оригинально использовали волшебство этого места. На вилле Руффало они устроили площадку для концертов классической музыки. Зрительские места обращены вот в этот простор моря и неба, а перед ними, чуть ниже, как бы паря над морем — сценическая площадка для оркестра. Хотелось бы мне побывать на концерте здесь! Представляю волшебные звуки музыки, парящей над этим простором и наполняющей его…