Трансперсональное дыхание, холотропное дыхание, ребефинг, свободное дыхание, и д.р. – эти техники основаны на глубоком дыхании и сейчас очень популярны в России так и за рубежом. Пройти таковую технику, например холотропного дыхания или трансперсонального дыхания у профессиональных тренеров стоит очень дорого, кому-то это может быть не по карману. В этом руководстве я расскажу как проводить сессии трансперсонального дыхания не выходя из дома. Сейчас существует миф, что опасно проводить техники основанные на глубоком дыхание дома, особенно это любят говорить тренера холотропного дыхания. Этот миф развеять очень легко, да, наверное проводить холотропное дыхание одному дома – это может быть опасно, а если проводить не одному а с кем –то, пусть это будет ваш друг, знакомый, родственник или кто-нибудь еще, то есть тот кто будет вас страховать и смотреть чтобы ни чего с вами не случилось. Для вас это будет совершенно бесплатно, вы можете сами контролировать процесс.
Почему еще тренера говорят, что холотропным дыханием нельзя заниматься дома – им нужно зарабатывать деньги, им нужно, чтобы вы ходили на тренинг, чем больше людей придет, чем больше они заработают. При этом ситер который помогает холонавту, как правило, не является профессиональным психологом, обычно ситер - это человек с улицы, которого вы больше возможно ни когда не увидите в жизни. Сам тренер холотропного дыхания ни как в вашей сессии не участвует и ни какой инициативы как правило не проявляет, за что вы тогда ему вообще платите деньги? Ваши переживания после сеанса ни как не анализируются тренерами, а в каком-то смысле вы сами им даете информацию о своем личном опыте. «с начала и до конца главным героем с полной ответственностью остается пациент. Терапевт выступает в роли сообщника, создает поддерживающий контекст для самоисследования и время от времени высказывает свое мнение или дает совет, основанный на прошлом опыте». (С. Гроф. За пределами мозга. М.: «АСТ» 2005, стр. 402)
Связи с этим я хочу предложить не большое руководство, как безопасно проводить техники основанные на измененных состояниях сознания и на глубоком дыхании не выходя из дома.
Техника
Техника трансперсонального дыхания состоит в том, чтобы человек лег на спину и начинал дышать чаще и глубже обычного. Такая сессия может длится от двух до четырех часов. В результате глубокого дыхания и громкой этнической музыки человек входит в измененное состояние сознания, а в некоторых случаях он переживает различные трансперсональные образы. Также очень важно, что кроме дышащего должен обязательно быть человек, которые обеспечивает безопасность, об этом я подробно поговорю в следующей главе.
Работа ситера
При практике трансперсонального дыхания на дому очень важно, что бы кроме самого дышащего было еще от 1 до 2 человек больше в принципе не нужно. Функция этих людей (ситер) обеспечить безопасность дышащего и мелкая административная работа, например включить или выключить музыку, спровадить соседей если они решат вдруг неожиданно нагрянуть и т.д. Работа ситера состоит в том, чтобы работать с зажимами, отеканиями с крючиванием мышц рук и ног дышащего ( об этом я подробно расскажу в главе о работе с телом), чтобы дышащий не заработал физические травмы во время своей практике и другая любая помощь о которой попросит дышащий. Также задача ситера состоит в том, чтобы дышащий постоянно дышал, чтобы дыхание не замедлялось и уж точно не прекращалось.
Работа с телом
Одной из основных задач ситера является работа с телом. Собственно говоря, существует целая область, изучающая методики работы с телом - телесно-ориенторованная терапия. И чем больше методик знает ваш ситер, тем лучше. Однако все знать все равно невозможно и поэтому есть ряд определенных вещей, которые нужно знать обязательно.
Самое главное правило заключается в том, что ситер делает только то, о чем просит его дышащий, а не то, что он думает, что дышащему нужно!!! Если вы соблюдаете хотя бы это правило, то вы может и не поможете, однако точно уж ничего не испортите.
Теперь о том, в чем заключается работа с телом - это проработка блоков и зажимов.
Когда дышащий начинает сессию (особенно впервые) у него могут возникнуть телесные блоки, мешающие ему продвигаться дальше в глубину переживания. Они выражаются в том, что у него как-бы сводит мышцы (чаще рук или ног ). Такие блоки дышащий должен прорабатывать сам через напряжение мышц. Ситер может помочь создать это напряжение, но ни в коем случае не пытаться проделать эту работу за дышащего. Например если сводит руку, то ситер берет дышащего за нее и дышащий тянет руку ситера на себя, причем задача дышащего собрать все свои физические силы и даже немного больше, чтобы справиться с этим сопротивлением.
Зажимы возникают спонтанно в течении сеанса и проявляются в виде боли в том или ином участке тела. Для проработки зажима дышащий может попросить ситера надавить на беспокоящий участок. Может быть больно, однако для успешной проработки необходимо пройти через эту боль. Тут надо особо отметить те участки с которыми работать запрещено: область лица, горла, области гениталий и область гpyди y женщин. Такие зажимы pекомендyется пpоpабатывать косвенно: так, напpимеp, снять напряжение в паховой области можно, создав дышащему возможность сопротивляться, сдвигая (или раздвигая) ноги в бедренной части, для пpоpаботки горлового зажима можно дать дышащему тряпку, которую дышащему в этом случае необходимо с усилием скручивать.
Музыка
Уже в античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки.
В середине века практика лечения музыкой была тесно связана с широко распространенной в то время теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.
Музыка играла главную роль в сфере целительства, в культурных традициях разных племен и народов.
Некоторые великие духовные традиции разработали звуковые техники, которые вызывали не только общее состояние транса, но и обладали более специфическим воздействием на сознание. Прежде всего, это тибетское многоголосое пение, священные песнопения различных суфийских орденов, индуистские бхаджаны и киртаны, а особенно древнее искусство нада-йоги, или пути к единению через звучание. Индийские техники устанавливают конкретную связь между звуками особых частот и чакрами индивида. Посредством правильного применения подобного знания становится возможным влияние на состояние сознания предсказуемым и желаемым образом. И это только несколько примеров широкого применения музыки с обрядовыми, врачебными и духовными целями.