Каждому родителю известно, что детские рисунки – это кладезь информации.
По ним можно узнать психологическое состояние ребёнка, его эмоции, чувства, страхи, проблемы и даже индивидуальные особенности.
Если взрослые могут подделать, например, подчерк, который также сигнализирует о многом, то дети на это не способны. В их рисунках содержатся истинные рассказы, идущие подсознательно из детской души.
По рисункам можно определить, есть ли у ребёнка депрессия, обижают ли его в семье, или может даже бьют, полная или неполная у него семья… Да, всё это реально. Нужно лишь знать основные правила проведения такого психологического тестирования и основные требования к нему.
P.S. в конце Вас ждёт сюрприз :)
И так, что же требуется и что нужно для того, чтобы правильно распознать всё, нарисованное ребёнком?
Во-первых, ярким сигналом является цветовая гамма, то есть количество используемых цвет и их тон.
Много исследований проведено, например, профессором Люшером, который говорит о связи цвета рисунка и характера ребенка. Значений каждого цвета великое множество, об этом более полной можно почитать в его исследованиях.
Мне хотелось бы акцентировать внимание немного на другом. Да, цвет является важным компонентом такого тестирования, но необходимо смотреть и на «обстоятельства». Если, например, ребёнок весь рисунок нарисовал черным, что говорит о депрессивном состоянии, то нельзя сразу делать такой вывод. Возможно, что все остальные карандаши поломаны и остался только этот цвет, либо в садике / школе одна пачка карандашей и ребенку попросту остался только этот оттенок.
Таким образом, наше внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы у ребенка был достаточный выбор цветов, которые он хотел и мог бы использовать. Часто ли ребенок использует один и тот же оттенок? Это осмысленный выбор или ситуативный?
А.Л.Венгер: темные цвета (например, серый и черный) – депрессия; красный – тревога, конфликтность; темные + красные – тревожная депрессия.
Во-вторых, нужно обращать внимание и на степень нажима на карандаш.
Нажим является показателем психомоторного тонуса ребенка. Если ребёнок на карандаш нажимает слабо, то это может свидетельствовать о робости, стеснительности малыша. Если линии стираются (очень тоненькие), то это может быть эмоциональная нестабильность, неуверенность. Если слабые штрихи переходят в более жёсткие, то это попытка взять себя в руки. Если же карандаш прорывает лист бумаги, то это сигнал возбужденного состояния.
И опять же-таки не стоит делать никакие резкие выводы. Нужно оценивать всё исходя из множества и других факторов.
В-третьих, внимание необходимо обратить и на размер рисунка.
Например, очень маленький рисунок может в большинстве случаев свидетельствовать о низкой самооценке малыша, а очень большой рисунок (не вмещающийся в один лист) – о тревожности.
В идеале ребенок должен видеть и соблюдать границы листа. «Нормальный» рисунок должен занимать в среднем 2/3 листа (А4).
И так, далее я собрала ТОП-10 рисунков детей: Какой был бы мир, если рисунки бы ожили? 😂
Как Вам? Что думаете?
Если понравилось, то ставьте лайк!
И заходите на канал, очень много интересной и полезной информации.