С момента своего создания , опера Жоржа Бизе вызывала многочисленные скандалы.
В основе драмы - цыганка Кармен. Созданный еще в 1847 году Проспером Мериме персонаж, был воскрешен через тридцать лет Жоржем Бизе . Писатель и композитор внесли свой вклад в создание популярного и легендарного литературного персонажа , дикого и сексуального цыгана.
Кармен - объект всех фантазий, постановка того, что общество в определенный момент времени считает наиболее чувственным, соблазнительным, непристойным и провокационным. Поэтому неудивительно, что эта опера до сих пор является причиной различных скандалов, спустя почти 150 лет после ее создания.
Скандал № 1: "роковая женщина"
В 1875 году, когда Кармен впервые появилась на сцене, идея Кармен была смелой и символичной. В то время когда буржуазная публика в Opéra Comique в Париже пресыщалась историями со счастливым концом ( тогда еще не было Голливуда), постановками с невинными сиротами и чопорными дамами, Бизе осмелился создать героиню, способную петь: "Коль ты меня не любишь, коль ты меня не любишь, так я люблю тебя";
Парижская публика была удивлена, даже шокирована провокационной историей цыганки-соблазнительницы: юные незамужние женщины затыкали уши на постановке и жеманно краснели !
Кармен считалась вульгарной и противоречила здоровым социальным ценностям того времени. Нужно « заткнуть ей рот и покончить с ее безумными движениями бедер, надев на нее смирительную рубашку », - пишет музыковед Оскар Комметтант в публикации Le Siècle .
Скандал №2: "убийство на сцене"
В конце 19-го века, традиционные правила театрального этикета были нарушены: в «Рюи́ Блаз» (фр. Ruy Blas) Виктор Гюго даже изобразил самоубийство своего главного героя. Но Opéra Comique не был похож на другие театры, которые многие считали хорошо охраняемым храмом буржуазных ценностей. Поэтому убийство женщины ее возлюбленным , перед высшим обществом было смелым и почти революционным актом.
Скандал № 3: адаптация Кармен
К октябрю 1875 года опера Бизе, переведенная на немецкий язык, добралась до Вены, и, хотя в Париже «Opéra Comique» не смела анонсировать еще одно выступление Кармен на своей сцене, произведение уже прорубило окно в Европу (Лондон, Барселона, Амстердам). Европейские соседи Франции были менее шокированы распутным характером знаменитого цыгана, но без возмущений не обошлось.
В 1982 году Кармен впервые выступила в Пекине. Несмотря на перевод либретто на китайский язык и адаптацию истории к местным обычаям и традициям (без глубоких вырезов или поцелуев на сцене), история главного героя-развратника, поставленного на музыку Бизе, вызвала бесчисленные споры.
Скандал № 4: минимализм и нагота
« Абсурдное и нелестное представление », название в 2012 году статьи «Le Nouvel Obs» после премьеры нового спектакля « Кармен» в Opera National de Lyon режиссера Оливье Пи . Как обычно, театральный режиссер пересмотрел работу в полном объеме. Кармен теперь танцовщица кабаре, ее друзья - трансвеститы, а Дон Хосе - офицер полиции. Что касается дизайна сцены, то он более, чем минималистичен.
Аудитория разделилась: когда некоторые аплодировали свежему подходу Оливье Пи , другие видели только бессмыслицу и махровую пошлость. Трудно изменить миф, модернизировать одно из величайших произведений репертуара.
Скандал № 5: блондинка Кармен
Другая постановка, другой подход. На сцене «Опера Бастилии» в 2012 году Кармен, в постановке Yves Beaumesne, теперь блондинка, вдохновленная Мэрилин Монро . История разворачивается во время испанских событий 1970-х годов, и публика вполне может представить, что смотрит инсценировку фильма Педро Альмодовара.
В ночь на премьеру спектакль был просто изничтожен критиками. Светлые волосы Кармен вызвали возмущение: на этот раз режиссер заметно изменил саму сущность Кармен. Для многих, включая прессу, было немыслимо связать огненный и знойный персонаж Кармен с внешностью блондинистого ангела.
Скандал № 6: Оппортунизм или феминизм?
Январь 2018 года. « Мы не можем оправдать убийство женщины », - заявил режиссер Лео Маскато в своей постановке « Кармен» во Флоренции (Италия). В конце , цыганка не была зарезана, а вместо этого сопротивляется и в конечном итоге убивает Дона Хосе.
Maria Callas Live: Bizet's Carmen Habanera, Hamburg 1962
Спустя почти полтора столетия после создания, не мешает Кармен стать одной из самых исполняемых опер в мире.