Это древо включает в себя 3100 человек, около 600 семей.
Деревня Лампово находится в Гатчинском районе Ленинградской области. Я работал над составлением генеалогического древа этой деревни в рамках моего проекта "Генеалогическое древо Вырицы и окрестностей". О проекте вы можете узнать, посмотрев видео моего доклада в Русском генеалогическом обществе. Генеалогическое древо Вырицы и окрестностей на данный момент составляет уже более 11000 человек.
В древо дер. Лампово были внесены все рождения, браки и смерти с начала XVIII века до начала XX века. В основном мною использовались при этом метрические книги Орлинской церкви (дер. Лампово была приписана к ней с 1745 года, а до этого деревня относилась к приходу Рождественского храма). Также я использовал другие «классические» генеалогические источники, такие как ревизские сказки, исповедные росписи, записи ЗАГС за начало XX века. И, конечно же, не был обойден стороной и такой замечательный источник, как кладбище, а в Лампово есть свое деревенское кладбище.
Впервые я столкнулся с таким своеобразным и даже экзотическим источником материалов, как семейная икона. На иконе, принадлежащей потомку ламповских староверов, были изображены святые, покровители членов семьи. У меня была версия родословной, касающаяся некоторых из предков, и именно изображенные на иконе святые позволили их потомку эту версию подтвердить!
Почему я решил составить генеалогическое древо деревни Лампово? Дело в том что, как я писал в статье про генеалогическое древо дер. Вырица, мне удалось выявить тот факт, что дер. Вырица в последний раз была заселена в конце XVIII века выходцами в том числе из деревни Лампово. Поэтому многие коренные жители Вырицы — это потомки ламповских крестьян.
Известно, что дер. Лампово была крупнейшим центром старообрядчества Северо-Запада. И когда я брался за составление древа этой деревни, то думал что старообрядцы, представляя из себя отдельную общину, в метрических книгах не фиксировались, и потому в мое древо не попадут. Однако это оказалось не так, чем я был очень удивлен! Я обнаружил метрические записи о рождении детей, в которых оба родителя записаны как «состоящие в расколе»! Вот пример такой записи от 1858 года:
Также я столкнулся с тем, что одни и те же люди в некоторые периоды своей жизни указывались состоящими в расколе, а в некоторые — принадлежащими Православной Церкви. Таким образом можно сделать вывод о том, что ламповская старообрядческая община не была чем-то абсолютно изолированным и статичным! Кто-то уходил в старообрядческий раскол, кто-то обратно из него возвращался. Видимо поэтому большинство староверов оказались как в исповедных росписях, так и в метрических книгах. Во всяком случае до середины 1870х годов, после чего упоминание старообрядцев из метрических книг пропало. С чем это может быть связано? Дело в том, что детей т.н. записных старообрядцев, скорее всего, до этого времени крестили в Православной Греко-Российской Церкви в принудительном порядке (был соответствующий царский указ). К концу же XIX века произошла определенная либерализация по отношению к ним, и принудительное крещение, судя по всему, было отменено.
Мною была сверена исповедная роспись по дер. Лампово за 1854 год с полученным древом дер. Лампово. Выяснилось что указанные в исповедной росписи как раскольники староверы пожилого возраста (около 60 лет) присутствуют в древе! Они являются коренными жителями Лампово, есть записи о рождениях, браках, смертях их, их родителей, их детей! Поскольку многие потомки коренных вырицких крестьян имеют среди своих предков жителей деревни Лампово, то и с ламповскими старообрядцами у них есть родственные связи. Вот, например, запись о рождении у «раскольницы Анны Сергеевой» сына Ивана, который, как оказалось, приходится лично мне двоюродным прапрадедом:
Как я отметил выше, мною было изучено Ламповское кладбище. Некоторые из похороненных там жителей были найдены в моем древе. Вот, например, могила Давыдова Степана Давыдовича. Указаны годы жизни 1867-1933:
Выяснилось, что на самом деле он родился не в 1867 году, а в 1864, 14 декабря по старому стилю. У него было еще девять братьев и сестер. Отца звали Давыд Васильев (1840-1901 гг), мать — Евдокия Иванова (1841-1907). И у Степана Давыдовича мною было выявлено тринадцать (13!) детей, родившихся с 1890 по 1914 год. Его жена Александра Алексеева была уроженкой села Орлино. Кстати, рядом находится и ее могила, она умерла в 1931, а родилась в 1871 году.
Древо предков Степана Давыдовича выглядит вот так (мною были выявлены его предки до конца XVII века):
С большим интересом я ознакомился со старообрядческими поминальными книжками, возможность переснять которые была мне любезно предоставлена Никольской старообрядческой общиной деревни Лампово (за что я очень благодарен председателю общины Денису Сергеевичу Ермолину). Такие документы могут быть одним из генеалогических источников, потому что там записаны имена предков владельца такой книжки:
Как я уже указал, после середины 1870х годов записи о рождении староверов стали пропадать из метрических книг, поэтому они в составленном мною древе в основном присутствуют только до этого времени, хотя по некоторым ветвям мне удалось проследить и до настоящего времени (поскольку, как я писал, община меняла состав, не была изолированной статичной группой), а с некоторыми из их потомков мне удалось познакомиться и передать им генеалогические древа их предков.
Другой интересный результат проделанной работы — это то,что помимо составления древа дер. Лампово удалось отследить историю таких мещанских родов деревни Протасовка (находится рядом с Лампово), как Пакулины и Хальзовы. Один из родоначальников рода Пакулиных, Сергей Филиппович Пакулин, родился в 1818 году в семье Ламповских крестьян Филиппа Алексеева и Авдотьи Никифоровой. В 1822 году Филипп Алексеев в метрических книгах значится уже как Царскосельский мещанин. Сергей Филиппович также впоследствии указывался относящимся к мещанскому сословию, под фамилией же Пакулин он был записан впервые в 1843 году. Таким образом мещане Пакулины из Протасовки своими корнями уходят в ламповское крестьянство:
Составление генеалогического древа деревни Лампово — это очень обширный труд, которым я занимался на протяжении очень длительного времени. Были внесены в древо все события из метрических книг по дер. Лампово, производились уточнения и по другим генеалогическим источникам. Однако это древо еще потребует работы над собой, в том числе еще потребуются дальнейшие уточнения по исповедным росписям и ревизским сказкам, еще будут обнаруживаться потомки ламповских крестьян в других деревнях (по которым я буду составлять в будущем древа) и заноситься в базу. Также стоит отметить, что древо дер. Лампово — это не отдельный массив информации, а часть общего древа, которое я составляю в рамках проекта «Генеалогическое древо Вырицы и окрестностей», и которое включает в себя уже более 11000 человек. Поэтому многие предки и потомки ламповских жителей отслежены мною в других населенных пунктах на протяжении многих поколений. Составление генеалогического древа дер. Лампово — это был интереснейший этап моей работы над проектом!
---------------------------
Сейчас идет подписание петиции о том, чтобы красивейшая часть Вырицы, Титово поле, было признано особо охраняемой природной территорией местного значения. Только вместе мы сможем сохранить нашу природу! Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными! Подпишите петицию и расскажите про нее друзьям: >>>ссылка на петицию<<<
----------------------------
© Андрей Владимирович Степанов
Друзья, поддержите проект! Ваши лайки и подписка на канал помогут его развитию!