События в Гонконге на протяжении последних месяцев мелькают в новостных лентах и на телеэкранах по всему миру. Безусловно, это подрыв образа Китая как сплоченного государства, которое пытается создать себе имидж демократии, построенной при коммунистическом строе.
Именно поэтому, китайская пропаганда использует дезинформацию как один из методов борьбы с антиправительственными настроениями и массовыми выступлениями, имеющими место в регионе.
Пожалуй, самый известный факт из протестных акций - ранее одной из протестующих в глаз у аэропорта. Официальная китайская линия сразу же взяла его на вооружение: официальная китайская пропаганда считает, что ранение девушка получила не от полицейских, а была травмирована другими участниками протеста. Веб-сайт Центрального телевидения Китая пошел дальше, выдав инцидент за постановку и обвинив протестующих в том, что они выходят на улицы исключительно за деньги от спонсоров протестов.
Все СМИ в Китае подконтрольны коммунистической партии, интернет в Китае тоже ограничен новой "Китайской стеной", поэтому на территории государства распространяются исключительно "правильные" новости. В конце августа-начале сентября Китай стал активно распространять националистические и антизападные настроения через подконтрольные средства массовой информации, а китайские чиновники стали называть демонстрации прелюдиями к террористическим актам.
Результатом такой пропагандистский компании стала концепция, получившая распространение как в Китае, так и за его пределами о том, что протесты в Гонконге - это антиправительственные мероприятия, организованные странами Запада с целью подрыва национальной государственности.
При этом следует учитывать, что пропаганда в традиционном смысле стремиться завоевать аудиторию, в то время, как дезинформация сеет путаницу и порождает теории заговоров. Бороться с протестами в Гонконге методами пропаганды сложно, т.к. китайского фаервола в регионе нет, СМИ не подвластны компартии, поэтому основное средство борьбы - подорвать авторитет протестующих и снизить уровень доверия к самим протеста как внутри материкового Китая, так и за его пределами.
Китайское правительство в июне допустило большую ошибку, не отреагировав на события в Гонконге в начале лета - выпустив из вида протестные настроения в регионе. Наверстывать упущенное пропаганда стала лишь к середине июля, после того, как демонстранты ворвались в здание Законодательного совета Гонконга.
Именно поэтому китайская пропаганда прибегла к умалчиванию ряда факторов: так внутри страны не была дана информация почему протестующие протестуют. Т.е. беспричинная агрессия демонстрантов была показана сама по себе, без причинно-следственной связи. Соответственно СМИ вывели в повестку доблестную полицию, которая борется с купленными Западом демонстрантами.
Апогея события достигли 21 июля: протестующие залили чернилами эмблему правительства Китая в офисе в Гонконге, а государственный флаг с него был сброшен в залив Виктория.
ССTV в социальной сети Weibo в этот же день запустило пост: "У пятизвездочного флага 1,4 млрд защитников! Репост! Я - хранитель флага!" Запись репостнули более 10 млн человек, включая Джеки Чана.
Таким образом, основным оружием официальной китайской пропаганды стала дезинформация населения страны и умалчивание истинных причин протеста в Гонконге. Такой подход успешен в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной он опасен возникновением национальных и антигонконгских выступлений.
Можете узнать, как работает современная китайская пропаганда по формированию образа коммунистической партии, используя видеоролики в социальных сетях.
PS Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии. Буду рад обсудить проблемы пропаганды в современном мире.