Статья направлена на знакомство со всеми возможными способами доставки нефти и газа, а также максимально подведет к ответу, почему же именно трубопроводный транспорт наиболее развит в доставке углеводородов.
В настоящее время используются железнодорожный, автомобильный, водный и трубопроводный транспорт для доставки энергоресурсов.
Железнодорожный транспорт в качестве всех (любых) грузов наиболее распространен. Транспортирование жидких углеводородов осуществляется в цистернах из листовой стали.
Основным преимуществом железнодорожного транспорта является его универсальность и равномерность доставки в течение года, а к недостаткам можно отнести относительно высокие капзатраты на на строительство новых железных дорог, высокие эксплуатационные затраты (в том числе с учетом незагруженного обратного хода цистерн), а также потери нефти при сливе-наливе продукта, что дополнительно влияет на экологию.
Водный транспорт может быть речным и морским. Продукт может перевозиться в баржах, танкерах. Раньше теоретически всегда считалось, что водный транспорт самый выгодный. Это несомненно так. Но при одном условии. Точка отправления и точка прибытия груза должны быть связаны водным маршрутом. В случае отсутствия такого маршрута обязательно подключение других способов транспортировки, а также дополнительные процедуры по сливу-наливу.
В настоящее время водный транспорт получил вторую жизнь благодаря развитию сжиженного природного газа.
К достоинствам водного транспорта следует отнести неограниченную пропускную способность водных путей, а также отсутствие капвложений на их создание. А к недостаткам, как уже отмечалось выше, ограниченность транспортировки этими же водными путями.
Автомобильный транспорт является основным видом транспорта для доставки небольших количеств нефтепродуктов к местам потребления (АЗС, заводы и др).
Достоинство автотранспорта - возможность доставки небольших партий локальным потребителям с большой маневренностью и оперативностью. К недостаткам можно отнести высокие эксплуатационные затраты (с учетом незагрузки на обратном пути) и доставка малого количества продукта.
Трубопроводный транспорт является наиболее распространенным видом транспортирования и осуществляется по специальным трубопроводам. Состав магистрального нефтепровода рассмотрен здесь.
К достоинствам трубопроводного транспорта стоит отнести самую низкую себестоимость перекачки, невысокие удельные капложения на единицу перекачиваемого груза, бесперебойная поставка, возможность варьирования пропускной способности, возможность установления начальной и конечной точки транспортирования, возможность перекачки разных сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу. Основным недостатком трубопроводного транспорта является крупные разовые затраты на строительство трубопровода.
Ниже приведена динамика участия различных видов транспорта в перевозках нефти. Можно заметить, что трубопроводный транспорт преобладает в этой структуре.
Стоит отметить, что в каждом конкретном случае транспортирования продукта от точки А до точки Б определяется технико-экономическим сравнением с анализом различных факторов, включая даже политические и социальные, но, как правило, наиболее распространен в доставке углеводородов именно трубопроводный транспорт.
Спасибо, что дочитали. До новых встреч, друзья!