Чем больше я погружаюсь в мир комиксов, тем больше убеждаюсь в том, что это отдельный вид искусства, в котором есть свои шедевры, середнячки и “халтурки”. Последняя неделя была богата халтурными или просто скучными работами, о которых ну вот вообще не было желания что-либо писать. Даже сегодняшний комикс не поразил меня ни своим рисунком, ни оригинальной историей, но рассказать о нем расскажу хотя бы потому, что комиксист “широко известен в узких кругах”. Возможно, это просто не мой автор.
Итак, Жан-Пьер Жибра (J.-P. Gibrat) и один из его самых известных графических романов - “Отсрочка” (“Le sursis”). В России роман вышел в издательстве “Карьера Пресс”.
О чем? Франция, Вторая мировая война, небольшой населенный пункт и его жители, озабоченные ежедневным выживаем в условиях немецкой оккупации. А именно: двадцатилетний Жюльен, призванный в Германию на принудительные работы; его одноклассница и первая любовь красавица Сесиль; ее кузен Серж, служащий в деревенской милиции (органе правопорядка, созданном вишистским правительством); только что вернувшийся из Германии Поль, врач и активный член Сопротивления… Уже не дети, но еще и не вполне взрослые люди (хотя по рисункам Жибра им никак не дашь 20 лет!). Роман начинается с того, что Жюльен сбегает с поезда, следующего в Германию, и под покровом ночи возвращается в деревню, где с помощью любимой тетушки и друзей проводит долгие месяцы в тайном убежище, ожидая окончания войны.
Что понравилось? В целом, мне симпатичен рисунок Жибра, хотя более экспрессивный и графичный стиль имел бы больше шансов зацепить мое внимание. Изобразительную манеру французского художника в сети описывают как “очаровательную”, “прелестную” и сравнивают с акварельной живописью. Я называю такой стиль “красивеньким” и обычно оцениваю его не очень высоко. Если говорить о содержании романа, то приятно удивила концовка. Спойлерить не буду, но только дочитав роман до конца, можно понять его название.
Что не понравилось? Вся остальная часть истории. Кто-то назовет ее неспешной и даже интимной, мне же она показалась бесцветной и анемичной. Хотя тема сама по себе очень интересна: изобразить жизнь простых французов, которые не были ни героями, ни предателями, а просто пытались вести привычное существование и ждали, когда закончится война. По-хорошему, так и жила большая часть людей на оккупированных территориях. Но жизнь маленького человека (кто это вообще такой?) крайне редко оказывается в центре внимания историков и художников. Обычно, говоря о войне, мы увлекаемся крайними проявлениями человеческого поведения.
Любопытно, что в институте Жибра учился на историка и занимался историей СССР, сквозь призму сельского хозяйства. После получения степени бакалавра он радикально сменил сферу деятельности, став художником.