Найти в Дзене
Ваша Няня

Учимся читать

Главное правило обучению чтению: «Не гонитесь за результатом!». Для начала покажите ребенку азбуку. Если он заинтepeсовался, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Ваша задача – поддержать, не загубить инициативу чрезмерным усердием.

• Обучение чтению можно начинать с изучения букв или слогов. Хорошо подходят для этих целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять. И вовсе необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.

• Изучите существующие методики обучения. Лучше, конечно, прочесть тексты самих педагогов. Они дадут вам более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ребенка.

• Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте и импровизируйте!

• Если ребенок болеет или не настроен заниматься, лучше отложите «урок», не стоит учиться через силу.

• Занятия должны быть разнообразными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание рассеивается. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес крохи к тому, что вы предлагаете делать.

• Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания.

• Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет вполне по силам выполнение графических заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу вверх, или провести слева направо.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Изучение букв

Чтобы помочь малышу запоминать буквы:

• выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;

• моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;

• обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

2. Изучение слогов

Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:

• многократно называйте слоги;

• предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;

• попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог;

• сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют песенки – слоги;

• можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог). Вскоре ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил;

• искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению: «Покажи Буратино слог «пу», а сразу за тем: «Скажи ему, какой это слог»).

3. Изучение звуков

• потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача - отработать различение звуков в слове;

• называйте все звуки (не буквы!) в слове по порядку;

• вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б»;

• ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово - ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка - мишка, ночка - кочка, шар - пар, топор – забор);

ИГРЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОРОШО ОРИЕНТИРУЕТСЯ В АЛФАВИТЕ И НАЧИНАЕТ ЧИТАТЬ СЛОВА

1. Соедини буквы

По всей площади листа бумаги напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим, от «а» до «д». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке.

2. Изобрази алфавит

Повторите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите одну знакомую и предложите малышу изобразить ее с помощью тела, только сначала напомните, как она выглядит, в книге или на карточке.

3. Найди букву

Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его отыскать предметы, названия которых с нее начинаются. Найдет ли он ее на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?

4. Найди слово

Первое задание – найти определенные буквы в рекламных объявлениях, названиях улиц, на афишах, магазинных и дорожных вывесках. Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке, или по перечню букв в имени ребенка. Второе задание – найти определенное слово на странице текста, или на тех же вывесках и в объявлениях. И снова, для начала, покажите ребенку его образец. Обычно малышам нравятся такие игры, но не стоит уделять им больше 5-15 минут в день, чтобы не перегружать маленького ученика.