Статья посвящена изучению института лоббизма и различий моделей функционирования. Автор анализирует и выделяет ключевые черты представленных моделей: американской, японской и российской. Для американской модели характерно правовое регулирование, открытость процессов для общества, посредничество и сильное иностранное лобби. У японской модели выделяются неформальные и иерархические отношения, клановая солидарность при длительности принятии решений. Российская модель характеризуется практикой личных связей и услуг, закрытостью и непредсказуемостью лоббистского процесса, чиновник выступает в роли лоббиста. Учитывая данные характеристики, автор предлагает использовать данный опыт при реформировании института лоббизма с целью повышения качества государственного управления.
Ключевые слова: лоббизм, американская модель лоббизма, японская модель лоббизма, российская модель лоббизма
The article studies lobbyism institute and differences in functioning models. The author analyzes and identifies the key features of the models: American, Japanese and Russian. The American model is characterized by legal regulation, transparency of processes for the society, mediation and powerful foreign lobby. In the Japanese model allocated informal and hierarchical relationships, clan solidarity with the lasting of the decision-making. The Russian model is characterized by the practice of personal connections and services, closeness and unpredictability of lobbying process, official acting as a lobbyist. Given these characteristics, the author proposes to use this experience in the reform of the institute of lobbying in order to improve the quality of governance.
Keywords: lobbying, lobbying the American model, the Japanese model of lobbying, lobbying Russian model.
К концу XX века всё глубже складываются особые отношения между бизнесом и государством, возрастает роль государства в экономической и политической жизни и одновременно растёт роль крупных хозяйственных субъектов на политику государств, давление различных групп интересов на власть. Появляется необходимость регламентации взаимодействия власти и групп интересов, прежде всего власти и бизнеса. Такая практика получила известность под названием лоббизм.
Лоббизм — специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций: политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов (групп давления) — на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах. Понятие «лоббизм» появляется в конце XIX века в «Британской энциклопедии», позже в «Американской энциклопедии», с 30-х годов фиксируется европейскими энциклопедиями и справочниками. В России же до 90-х годов «лобби» и «лоббизм» употреблялось в отрицательном контексте.[6, 159-160]
Родиной современного понимания лоббизма стали США в силу определённых исторических причин. Рост капиталов в начале XX века и попытки крупного бизнеса влиять на принятие политических решений побудили к принятию правовых поправок, регламентирующих взаимоотношения властей и бизнеса. Регламентирующие меры властей США носили в основном реактивный характер, в основе каждого этапа регламентации лежали прецеденты раскрытия общественно-опасных теневых отношений. Скандалы последних лет говорят о том, что теневая сфера отношений продолжает существование.
Первоосновой лоббистской деятельности в США является поправка к Конституции США, принятая Конгрессом еще в 1789 году в составе «Билля о правах». Она гарантирует право граждан обращаться в органы государственной власти с жалобами.
В XX веке государственное регулирование лоббистских практик проявилось в появлении трех актов, повлиявших на структуру и тенденции и развития лоббизма в США, это:
«Акт о регистрации иностранных агентов 1938 года»,
«Закон о регистрации лоббистов 1946 года»,
«Закон о раскрытии лоббистской деятельности 1995 года».
Все эти законодательные акты последовательно регламентировали понятие, формы и структуру деятельности лоббистов, фактически возможных субъектов и объектов лоббизма, формы регистрации и отчетности, а также пределы распространения лоббистских интересов.[5]
В 1995 году понятие объектов лоббизма было расширено и включило в себя не только законодателей, но и сотрудников органов исполнительной власти и аппарата Президента.
Проблема регламентации лоббизма является одной из ключевых для американского общества. Например, выступая перед избирателями будущий президент Б. Обама заявил, что лоббистская деятельность
«превратила федеральное правительство в поле игры, играть в которую могут позволить себе только сами лоббисты и стоящие за ними финансовые группы. В Вашингтоне сложилась целая субкультура лоббизма, некоторые из участников которой легализованы, однако большая ее часть продолжает оставаться в тени».[2]
Черты лоббизма в США:
· правовое регулирование процедуры лоббизма, регламентация допустимого
· открытость процессов, отчётность политиков, лоббистов и бизнеса
· специальные зарегистрированные посредники–лоббисты
· широко представлено иностранное лобби(более 130 государств)
Надо отметить, что оценить размер сферы «теневого лоббизма» в США не представляется возможным. Встречаются различные оценки, говорящие о том, что лишь каждый пятый лоббист действует в соответствии с правилами.[3, 35]
Особенностью японской модели считается концентрация власти в руках правительственной бюрократии, связанная с послевоенным устройством Японии.
Обратная сторона данного явления заключена в предоставлении определённых прав депутатам парламента(заниматься своим бизнесом), «депутатская вольница».
Ведущую роль при принятии политических решений в парламенте стали оказывать «депутатские кланы»–неформальные структуры и объединения внутри депутатского корпуса, являющиеся частью политических традиций Японии, с их стремлением решать важные вопросы практикой закулисных переговоров, полюбовно и с учётом мнения максимально большего сообщества [2].
Черты лоббизма в Японии:
· воздействие на министерства и центральные ведомства
· культура «кулуарных переговоров» и неформального решения дел
· приоритет иерархических отношений
· депутатская вольница
· групповая солидарность
· длительный процесс принятия решений
Высокая значимость внутренних моральных ограничителей и их фактическое влияние позволяют охарактеризовать японскую разновидность как вполне работающую модель отношений.[6, 130-137]
Первый российский законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в РФ» появился в 1992 г, но так и не был принят.
Со времени созыва первой государственной думы было внесено более 5 предложений о необходимости регламентации лоббизма. Тем не менее, все они провалились ввиду отсутствия у властей желания доводить начатое до конца и отсутствия групп, заинтересованных в данном законопроекте.
Попытка перенять проект-кальку с американскую системы была заблокирована в 1995 г.
В 2002 была попытка принятия японской версии лоббизма, но законопроект также остался без внимания [4].
Черты лоббизма в России:
· неформальные способы регулирования, личные связи и услуги
· чиновник в качестве лоббиста
· непрозрачность и закрытость лоббистских действий для общества
· непредсказуемый характер принятия решений
· объект лоббирования–государственная дума и правительство.
Традиции лоббистских отношений развивались в рамках теневой деятельности, примата силовых отношений — всё это приводило к ситуации «игры с нулевой суммой»: бизнес и власть видят друг в друге оппонентов и сводят к минимуму свою взаимную зависимость.
С началом 2000-х годов инициативу перехватило политическое руководство, взявшее курс на построение отношений исходя из потребности обеспечения безопасности. Бизнес вынужден был приспособиться к данной ситуации, тем не менее, найдя выгоды и для себя. Политическое руководство страны фактически монополизировало право на дальнейшее видение отношений между бизнесом и властью, предусмотрев форматы диалога в таких проектах как: Деловая Россия, Опора России, Открытое правительство, Агентство Стратегических Инициатив, РСПП, ТПП и прочие.
Лоббизм по-прежнему ассоциируется с взятками, чемоданами денег и коррупционной деятельностью, при том, что многие профессиональные лоббисты стараются работать в открытую, без них не обходится реализация крупных экономических проектов, они участвуют при принятии всех политических решений.
В целом можно выделить некоторые различия моделей:
· американская модель основана на праве и регламентации допустимого
· японская основана на групповой морали и согласовании интересов
В США лоббизм — профессиональная посредническая деятельность. Лоббизм осуществляется по схеме: бизнес — посредник (лоббист) — власть.
В Японии лоббистская модель принимает вид: бизнес — крупные предпринимательские ассоциации — власть, осуществляемая структурами наподобие «депутатских кланов» и иных форм неформального согласования интересов.
Российская версия лоббизма похожа на японскую модель представительством интересов крупного бизнеса и неформальным способом решения вопросов, место посредника занимает чиновник-лоббист.
При этом нужно отметить, что по определённым причинам в России не была принята ни американская, ни японская модели функционирования лоббизма.
Тем не менее, рассуждения о моделях лоббизма позволяют наладить конструктивный диалог между бизнесом, властью и иными заинтересованными группами, выстроить лучшим образом институты лоббизма с целью повышения эффективности и прозрачности форм взаимодействия, а также сохранения суверенитета страны, особенно с учётом всё большей интернационализации лоббистских практик.
Используемая литература:
1. Алексеева Т.А. Насилие и демократия во внешней политике США. Международные процессы. Том 6. № 2. Май-август. 2008.
2. Байков А, Сушенцов А. Страновые особенности лоббизма в США и Японии. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. 2010, том 8, №2
3. Жуган И.Б. Лоббизм в США. Правовые основы и анализ современного законодательства. Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. Выпуск №3 (63). 2005.
4. Любимов А.П. История лоббизма в России. Москва, 2005.
5. Росс У. Лоббисты в Конгрессе США. Экономика. Политика. Идеология. 1994. № 4
6. Пантелеева М.В. Депутатские кланы как инструмент лоббистской деятельности в Японии // Россия и АТР, 2007. № 4.
7. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1963.
8. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм и парламентаризм / Издание Института Европы. — М.,1999.
Р.В. Голинат, студент 4-го курса Института экологии и политологии НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»,
Сборник тезисов, X Московская научно-практическая конференция "Студенческая наука".