Не первый год цивилизованный мир в полном недоумении: в старушке-Европе начинают набирать силу и пользоваться большой популярностью ультраправые партии с явным националистическим оттенком. Господа, а какой еще реакции вы ожидали на повсеместно насаждаемый вами глобализмом? Что люди с восторгом откажутся от принадлежности к своей нации, своей культуре, традициям? Да я отлично помню, как еще в начале двухтысячных во время поездки в Испанию столкнулась с тем, что испанцы принципиально не хотят говорить по-английски, - будешь изъясняться мимикой и жестами, они станут куда приветливее и радушнее. То же самое обнаружила и в Германии в конце девяностых.
Так всегда ли внимание и уважение к своим корням так уж опасно? Два года назад в одном из районов Ингушетии стартовал проект «Школа ингушских адатов». Адаты – это что-то вроде свода этических норм и правил народов Кавказа, которые должны соблюдаться, но которые были в значительной степени вытеснены влиянием усредненной западной культуры. У ингушей эти нормы называются эздел, что переводится как «делай, взвешивая». Да, это правила далеких предков, которые неукоснительно выполнялись на протяжение веков. Нужно ли к ним возвращаться сегодня, в дни гаджетов и всемирной паутины? Судите сами. Вот лишь некоторые правила из эздела.
Например, категорически нельзя пересекать дорогу перед идущим пожилым человеком или беременной женщиной, - надо остановиться и пропустить. Ни в коем случае нельзя сидеть в присутствии старших. Сын, придя с работы, должен первым делом заглянуть к родителям и справиться об их самочувствии. Нам, феминисткам, казалось унизительным, что кавказская женщина непременно идет сзади мужчины. Но, оказывается, это мужчина расчищает ей дорогу и готов в любой момент защитить ее. В общественном транспорте мужчина должен уступать сидячее место женщине вне зависимости от возраста. Даже старики уступают свое место юной девушке, чтоб никто каким-то образом ее не коснулся. И это – бесконечное уважение перед женщиной, ее чистотой и целомудрием. Занятно, что зятю категорически запрещено видеться с тещей и тестем, а также обсуждать с женой их поступки. Представляете, сколько поводов для семейных ссор устраняется таким образом? Согласитесь, очень мудро.
Как писал общественно-политический деятель и эксперт в области адатов Идрис Абадиев: «Эздел не позволяет человеку выдавать свой страх, открыто проявлять свои чувства. Эздел – это сдерживающий фактор от всех соблазнов, узда, которая постоянно удерживает тело в подчинении духа, отдаляя человека как можно дальше от животного». Идрис Абадиев – человек удивительно мудрый. И, говоря об ингушском народе, он, в сущности, говорит о людях любой национальности. О том, что нельзя сберечь свой народ, если не сберечь родной язык, если начать его коверкать и уродовать. Что, переехав во Францию и забыв свою культуру и традиции, ты сам не станешь французом и для французов останешься чужаком. Но тут же напоминает, что необходимо уважать традиции и законы народа, среди которого живешь. Если бы к нему прислушались сторонники мультикультурализма! Что родину надо любить априори, богата она или бедна, красива или скудна природой: «Если бы нам Аллах дал родину, расположенную в песках Африки или в тундре Севера, мы бы обязаны были все равно лелеять и оберегать свой край».
Но от современной реальности никуда не денешься, поэтому первое, чему учат детей в школе адатов, - правилам поведения в Интернете. Им говорят, что в социальных сетях надо регистрироваться только под своими настоящими именами и фамилиями. Объясняют, что нельзя ставить лайки на фото посторонних девушек, особенно, незнакомых, заводить с ними переписку. Рассказывают и о том, что в Интернете нельзя сплетничать, распускать слухи, оскорблять других людей, что надо отвечать за каждое свое слово. Короче, делай, взвешивая.
Совсем неожиданное нововведение появилось в Чечне: особая «свадебная полиция». Специальные рабочие группы будут строго следить за соблюдением национальных традиций на свадьбах. Они получат право пресекать нарушения и даже останавливать сам ход празднества. Состоять эти группы будут из старейшин и работников Минкульта Чечни. Вас удивляет, причем тут Минкульт? А в республике сочли недопустимым тот факт, что национальный танец уродуется сейчас, как только можно. В нем появляются элементы акробатики и брейка, юноши и девушки касаются друг друга, хотя должны быть на расстоянии вытянутой руки, танцуют в фривольной одежде. На чеченских свадьбах категорически запрещено распивать спиртное и стрелять в воздух. Если «полиция» заметит что-то, противоречащее чеченскому менталитету, она имеет право остановить такую свадьбу. Скажете, мракобесие? Да нет, просто желание оставить незамутненным первоначальный источник, сохранить его красоту и чистоту.
Так что это – радикализм, национализм, ущемление прав человека? Но бывают случаи, когда без радикальных мер и решений просто не обойтись. А национализм не так страшен и опасен, если он проявляется в любви к своему народу и своей культуре, а не в ксенофобии. Что же касается «прав человека», то, воля ваша, некоторые из них сегодня неплохо было бы ущемить, чтобы человечество не свалилось в помойную яму.
Признаться, я мечтала бы побывать на настоящей чеченской или ингушской свадьбе, посмотреть изумительной красоты национальные танцы, услышать их фирменное хоровое пение а капелла. А не смотреть по ТВ выступления ансамблей в стиле «а-ля рюс». В которых уже ничего не осталось от истинно русских корней, русской культуры.