Найти тему
I'm a teacher... Я - учитель!

Играть или НЕ играть на уроках

Оглавление

Как-то разговорились с коллегой о планировании уроков и игровых технологиях, и наши мнения разделились полностью. Она негативно относится к играм, я же, наоборот, просто обожаю использовать их на своих занятиях. В ходе обсуждения я, конечно, не смогла её убедить в достоинствах этого метода, скажу больше, я получила нелестную оценку своей деятельности (если опустить все колкие замечания на этот счёт).

Вот так работаешь бок-о-бок, вроде и конфликтов никогда не было, а какая-то игра развела нас по сторонам) Горевать не будем, каждый имеет право на своё мнение, даже если оно отличается от нашего.

Тем не менее, я осталась при своём и продолжаю считать, что игровые технологии помогают детям усвоить и закрепить учебный материал и оставить его в памяти надолго. Поэтому сегодня поговорим именно об этом.

Давайте сначала перечислю те достоинства, которые привлекают меня:

  • во-первых, это усиление мотивации к усвоению знаний (практически все дети любят играть, а неуспевающие дети тем более, для них это шанс выйти на новый уровень, стать успешным);
  • во-вторых, практическое применение, то, к чему мы всегда стремимся (одна из наших целей - научить ребёнка применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а любую игру можно адаптировать под эту цель);
  • в-третьих, это осознанное закрепление полученных знаний.

При использовании на уроке игровых технологий структура урока принципиально не меняется. В нём, по-прежнему, сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Я остановлюсь только на тех этапах, на которых целесообразно использовать игры.

1. Организационный и мотивационный этап: благодаря ребусам, кроссвордам, облакам слов, введение в урок станет легче и проще, ребёнок сможет переключиться на предмет, так как возникнет интерес к чему-то новому и необычному. То есть, в любом случае, привлечь внимание детей у вас получиться точно.

2. Этап изучения и усвоения новых знаний: не всё нам учителям презентовать новый материал, ученики способны на самостоятельное изучение. Подготовьте мини-квест с использованием QR-кодов, например, ребёнок получает коды с теоретическими вопросами (это могут быть не только вопросы, а проблемные ситуации, видеосюжеты, которые нужно объяснить на основе прочитанного, загадки, поиск соответствий и пр.), ответы на которые можно найти после знакомства с параграфом в учебнике.

3. Обобщение и систематизация знаний: это самый любимый этап, здесь можно всё! Я использую флеш-игры, интерактивные игры в PowerPoint, настольные игры (почитайте статьи "Монополия на уроках английского и не только", "Мои игры-фавориты с AliExpress!!!", "Как "сделать" урок из FixPrice?"). Азарт, желание выиграть заставляют мозг ребёнка работать усиленно, порой за 2 недели некоторые дети не могут усвоить материал, а в игре это происходит буквально за минуты.

4. Подведение итогов, рефлексия: в конце урока, чтобы обобщить материал и проверить, насколько дети поняли его, проводим мгновенные тесты с помощью Plickers, Kahoot или ZipGrade.

Естественно, мы не будем использовать всё и сразу на каждом уроке, но отдельные игровые моменты можно вводить и чередовать на своих уроках. Однако использовать игру на занятии надо аккуратно и не очень часто. Она ДОЛЖНА соответствовать теме и цели урока. Следите за тем, чтобы не терялась дидактическая составляющая, иначе дети весело проведут время, но ничего не запомнят. Выбирайте игровую технологию, которая соответствует возрасту школьников.

Играть или не играть - решать вам, но хотелось бы услышать и ваше мнение на этот счёт.