Отечественное кино активно развивается ровно сто лет. С приходом к власти коммунистов задача – снимать фильмы была поставлена на поток. У такого решения было вполне понятная причина: к власти пришли люди, которым нужно было обосновать свое появление наверху. В том числе и в культурном плане.
ПАМЯТНИК ВЛАСТИ
Поэтому уже в 1920-е годы советская власть начала создавать музей собственного имени, начав саму себя мифологизировать. А как это сделать с помощью кино? Накладывать проекции из прошлого на себя саму. Самые яркие примеры – творчество режиссера Сергея Эйзенштейна, фильм «Чапаев», фильмы про Гражданскую войну, а потом – про первые успехи новой власти.
Многое в фильмах приукрашивалось, но при этом создавалась общая атмосфера подъема, развития и движения к объединяющей сотни миллионов людей цели.
Великая Отечественная война сыграла на руку советской власти в деле самоутверждения, потому что это была победа советского народа. Поэтому большое количество фильмов про войну с одной стороны стали по-настоящему народными, а с другой – стали памятником подвигу народа и советской власти.
Миф о светлом будущем - стал частью реальности. Дальше – больше: в 1950-е годы при Никите Хрущеве и приближающейся «оттепели» в Советском Союзе сделали акцент на комедиях – именно тогда началась эпоха Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая и Георгия Данелии.
У людей появился базис для юмора – успехи в развитии страны, которые можно не только признать, но отдохнуть на их фоне.
По сути, кинематограф двигался практически в ногу с реальностью – где-то догоняя, а где-то и обгоняя ее. Поэтому созданный музей советской власти, где царит миф о ее достоинствах и несокрушимости, жив до сих пор, представляя собой вполне актуальный артефакт.
КРИВОЕ ЗЕРКАЛО И ОТСУТСТВИЕ ПЕРСПЕКТИВ
История современного российского кино – это совсем другая история. В 1990-е годы хаос в головах в полной мере отразился на кинематографе. При этом, даже мэтры российского кино не знали, как снимать неожиданно нагрянувшее настоящее.
На рубеже эпох Карен Шахназаров снял фарс «Город Зеро», а после – «Цареубийцу», где главный герой из современности вдруг стал себя идентифицировать с последним российским императором. Следующий его фильм – «Сны» снят в схожем ключе.
Эльдар Рязанов после среза унылой действительности в «Небесах обетованных» снял «Предсказание», где в мистическом ключе также показал суровую действительность, не указав перспектив развития страны и общества. Позже великий режиссер и вовсе ушел в жанр комедии средней пробы, которые не всегда отражали свойств новой эпохи.
Никита Михалков обратился к недавнему прошлому, осудив жестокость сталинской эпохи, а Владимир Хотиненко задумался о связях современности и прошлым: «Макаров», «Патриотическая комедия».
Самым ярким режиссером того времени, создавший исторические свидетельства, наиболее точно передающие тон эпохи создал Алексей Балабанов, снявший в те годы фильмы «Брат» и «Брат-2». В этих фильмах подчеркнута главная идея без мифов и перспектив: «Выживем, нас ничем не возьмешь».
Что снимают сегодня – много и часто хорошо. Но главные фильмы в России сегодня – либо фантастика (Бондарчук, Андресян и другие), либо обращение к подвигам прошлого (фильмы «Гагарин», «Движение вверх»), либо фильмы о жизни молодежи. Проблемные фильмы есть – у Юрия Быкова («Майор», «Дурак», «Завод») и многих других. Но они не в тренде.
Создание мифа о сегодняшней эпохе и задавание ориентиров на будущее – точно не задача для современного российского кино. Это зеркало, часто кривое, со сколами, но зеркало.