Китай намеревается переориентировать свою экономику с трудоёмкого экспортного производства на внутреннее потребление, услуги и высокие технологии. Проект известный как "Сделано в Китае 2025" - это первый из трех десятилетних планов, направленных на преобразование страны по нисходящему принципу, что должно быть приурочено к Столетней годовщине основания Китайской Народной Республики.
Китайская экономическая модель дешёвого производства принесла годы стремительного роста ВВП. Однако её время подошло к концу, за кулисами Китай долго пытался перейти к внутренним инновациям присущим по-настоящему передовым экономикам, таких стран как Япония, Германия и США. Пекин существовал за счёт своей крупной рабочей силы и импорта иностранных технологий. По мере увеличения заработных плат в стране и появление конкуренции со стороны других экономик с низкой оплатой труда, преимущества китайского сектора трудоемкого производства, перестали являться тем чем они были раньше. Без фундаментальных преобразований Китай попадет в ловушку среднего дохода, когда экономика стагнирует, а преимущество дешёвого производства стремительно исчезает. Поэтому реформы являют собой единственный способ поддержания социальной экономической стабильности. На практике это означает финансирование государственных предприятий, университетов и центров исследований и развития. План "Сделано в Китае 2025" включает 10 индустрий, которые помогут государству стать производителем ценных товаров и услуг.
1. "Информация и технологии"
В рамках следующего десятилетия среди всех перспективных технологий отдельного внимания заслуживает 5G. Поскольку она создаст целую новую индустрию с различными видами применения как, например, "интернет вещей". 5G также является сферой в которой Китай лидирует. На минуту вспомните о преобладающей роли "Huawei" на мировом рынке. Однако китайские предприятия всё ещё в основном полагается на западную интеллектуальную собственность. Компоненты чтобы ликвидировать эти стены предусматривают ускорение развития производства полупроводников и расширения доли рынка Китая в 5G.
2. "Промышленная Робототехника"
Китай не может бесконечно использовать дешевый труд. Электроника, автомобили и прочие высокотехнологичные товары требуют соответственно высокотехнологичной промышленной робототехники, хотя Китай является мировым лидером по количеству промышленных роботов, он занимает лишь четырнадцатое место по их относительному внедрению.
68-единиц промышленных роботов на 10000 работников сферы производства, для сравнения в США это число равняется 189-единиц на 10.000 рабочих, Южная Корея возглавляет список с показателем в 631-единицу излишне говорить о том что наиболее сильные и высокотехнологичной экономики принадлежат наиболее автоматизированным страна, чтобы сравняться с западом проект "2025" подразумевает увеличение относительного числа роботы в Китае до 150 единиц. Таким образом помещая Китай в мировую десятку, но роботизация заключается не только в физическом оборудование, она также требует сложного программного обеспечения для получения которого Китай полагается на западную интеллектуальную собственность. Как Пекин намерен справляться с этим, неизвестно.
3. "Транспортное производство" В него входит четыре индустрии.
- "Авиационно-космическая техника" В 2036 году число авиапассажиров почти удвоится, а Китай превратиться в крупнейший мировой рынок. Чтобы конкурировать с Боингом и Аэробусом. Китай основал коммерческую авиационно-космическую корпорацию сокращённо именуемую "COMAC". Начиная с 2011 года компания питалась приступить к массовому производству коммерческого лайнер С919, но не смогла этого сделать так как компания полагается на поставки зарубежных компонентов, программного обеспечения, авиационной электроники, двигателей и так далее. План "2025" не уповает на чудо, но призывает "COMAC" занять хотя бы 10% рынка воздушных перевозок. Воздушно космическая индустрия, возможно, является вершиной высокотехнологичного мира. Она требует безупречной реализации, если китайские компании сумеет стать конкурентоспособными в этой сфере, то Китай может быть конкурентоспособным практически в чём угодно.
- "Судоходное производство" Доставка грузов стала неотъемлемой частью китайской экономики и предоставила китайским компаниям небывалые возможности, поэтому Китаю целесообразно расширить свой транспортный потенциал. Проект "2025" предполагает что китайская судостроительная индустрия должна удовлетворять по меньшей мере половину мирового спроса на судоходное производственное оборудование. С учетом текущего состояния индустрии эта цель является недостижимой. "2025" также подчеркивает необходимость глубоководных исследований для стимулирования технологического прогресса. Будущее Китая как развивающейся страны становятся всё более зависимым от моря и высокотехнологичное судостроительство помогло бы Китаю упрочить свои притязания на спорное Южно-китайское море.
- "Железнодорожный транспорт" Здесь Китай затмевает своих конкурентов благодаря сети высокоскоростных железных дорог. Только в этом году он планирует построить 6800 км новых железнодорожных путей, около половины из них будут высокоскоростными. У стран находящихся рядом с Китаем дела идут не так хорошо, по данным 2015 года для инвестиций в инфраструктуру Азии с учётом поддержания текущих темпов роста, до 2030 года потребуется более чем 26 трл. долларов, это составляет 1,7 трл. долларов в год. Железнодорожный транспорт и оборудования - это одна из немногих сфер на которую Китай способен серьезно повлиять, удовлетворяя потребности в развитии инфраструктуры. Необходимость этого диктуется ещё и проектом "один пояс один путь", этому план "2025" предусматривает повышение производительности железнодорожных компаний Китая с целью избавления от конкуренции.
- "Автомобилестроения" Более 6 лет подряд Китай являлся первым рынком сбыта продукции "General Motors". Сейчас Пекин хочет изменить положение дел, одновременно с этим борясь с загрязнением среды и поддерживая разработку электромобилей. Инициативы "Сделано в Китае" требует чтобы к 2025 году 40% внутренних продаж составлял электротранспорт. Сейчас этот показатель равняется 2,7%. Более того проект предписывает что половину этих продаж должны составлять китайские автомобили, некоторые критики заявляют что это требование чрезмерно амбициозно, но у Пекина есть свои козыри в рукаве. Развитие электротранспорта в конечном итоге сводится к технологии производства батарей, а это требует широкого применения минералов таких как кобальт. Это интересный момент поскольку залежи кобальта присутствует лишь в нескольких странах. Таких как демократическая республика Конго, где так получилось, что Китай обладает монополией на добычу ресурсов. Поэтому в отношении электротранспорта, кобальта и Конго, Китай является наиболее конкурентоспособным. Все четыре отрасли авиационно-космическая, судостроительная, железнодорожное и автомобильное, относятся к категории производства транспорта они являют собой костяк проекта "2025".
4. "Производство энергии"
За последние 20 лет энергопроизводительность Китая увеличилась в 4 раза. По мере повышения энергопотребления Пекину потребуется удовлетворять спрос наиболее экологичным способом, поэтому проект "Сделано в Китае" требует чтобы 80% компонентов, а также гидро и атомного оборудования к 2025 году производились внутри страны. Та область в которой китайские компании определённо выигрывают - это развертывание энергетического проекта вдоль одного пояса и одного пути.
5. "Сельскохозяйственное оборудование"
К 2050 году примерно 250 млн китайцев переедут в густонаселённые центры, что сделает уровень урбанизации страны равным 70%, а это показатель близкий США. Большая доля городского населения означает меньшая сельскохозяйственное производство, поскольку количество работников этой сферы также уменьшается. Поэтому Пекину придётся обеспечивать своих граждан продовольствием в условиях уменьшение сельской рабочей силы, чтобы решить эту проблему проект "2025" обращается к расширению парка высокотехнологичного сельскохозяйственного оборудования, 70% его наиболее значимых комплектующих должны будут производиться внутри страны. Это сможет развить сельское хозяйство Китая до стандартов продвинутых экономик.
5. "Стратегически важные материалы"
Таким как сверхпроводники графен, нано и биоматериалы и так далее. Более прочные и легкие материалы могут быть использованы для строительство ракет, субмарин и истребителей, а также производство печатных плат. Пекин не хочет быть зависимыми ни в чём из этого от внешних поставщиков. Поэтому проект "2025" призывает гражданское производство и военных к сотрудничеству и занятию существенной доли на мировом рынке ресурсов.
6. "Биофармацевтика"
Китаю предстоит ощутить на себе демографический кризис и руководство в Пекине об этом знает. За последние 20 лет расходы государства на здравоохранение росли на уровне 11,6% в год, то время как средний темп роста экономики составлял лишь 9,9%. Без реформирования населения Китая, средний возраст которого увеличивается в долгосрочной перспективе, создать бюджетная проблемы. План 2025 ставит в приоритет развития фармацевтического сектора внутри страны, чтобы биотехнологии составляли по меньшей мере 4% ВВП Китая в 2020 году.
Обобщая можно сказать что некоторые цели плана "Сделано в Китае 2025" определённо недостижимы. Однако следует при этом заметить что это только 1 из 3 десятилетних планов и его общей целью является переориентировать китайскую экономику с трудоёмкого экспортного производства на внутреннее потребление, услуги и высокие технологии. Чтобы добиться этого Пекин должен поддерживать развитие интеллектуальной собственности в Китае, лишь посредством замещения зарубежных технологий китайскими его компании могут стремиться к преобладанию в других странах. В таких областях как телекоммуникации, производство энергии, электротранспорт и стратегические материалы Китай уже делают успехи, однако проект имеет множество изъянов. В краткосрочной перспективе для создания и развития собственных индустрий Китай неизбежно прибегнет к коммерческому шпионажу, краже информации и принудительной передачи технологий. Стоит ли говорить что европейские и американские политики относятся к действиям Пекина с подозрением и всё больше пытаются блокировать доступ Китая к ключевым технологиям, а в особенности к использованию технологии двойного то есть гражданского и военного предназначения, например, как часть текущей торговой войны все десять обозначенных нами индустрии является объектами пошлин США. Однако с точки зрения Китая, иностранное давление лишь подчеркивает необходимость преобразований. У Пекина может просто не остаться выбора, страна участвует в гонке в которой она должна обогнать надвигающийся кризис. Помимо экономики и науки у западных политиков возникают и другие опасения, что модернизированный и изобилующий Китай превратиться в некий новый геополитический центр и Пекин сумеет притянуть к себе другие страны региона. А состоявшейся державы крайне редко если вообще когда-либо отдавали лидерства новичкам без боя и это выходит далеко за пределы одной лишь экономики.