Найти тему
Школа кендо "Хебикан"

Кендо и этикет (рейхо)

Оглавление

Данная статья в оригинале была опубликована в апреле 2011 года сенсеем Ota Tadanori (ханси). Основная её тема – недостаток понимания Рей среди кендока, что особенно сильно бросается в глаза во время сиай.

Слово «Рей» в японском языке означает «выражение почтения», или же, в целом, хорошие манеры. Однако полный его смысл нельзя выразить с помощью синонимов, используя любой другой язык. Именно поэтому как и в английской версии статьи, так и в русском переводе данный термин остаётся без перевода.

Кейко в своей сути и есть Рей

С того момента, как человек начинает свой путь в кендо, он либо следует этикету, либо нет. Уважение, сосредоточенность и ощущение почтения к партнёру по тренировке – вот ключ к пониманию Рей. Если не принимать этот факт во внимание, то кендо превращается в простое избиение других людей палкой. Чтобы избежать потерю духа будо во время тренировок, нам нужно уделить внимание целому ряду деталей. Итак, как же улучшить своё кендо, используя Рей?

Когда я изучал кендо под руководством Fukuoka Akira сенсея, у нас не было додзё. Каждая тренировка начиналась с того, что я подметал его сад бамбуковой метлой. И, не смотря на то, что там не было камидана(небольшой синтоистский алтарь, традиционно находящийся в додзё), сенсей говорил мне, что с помощью уборки я очищаю место для тренировок, которое нужно всегда считать священным. После уборки я кланялся сенсею, выражая почтение и готовность слушать и выполнять его указания. Это были первые формы этикета, которым я научился.

Позже мы перестроили один из местных складов в додзё и установили там настоящий алтарь, что позволило моему детскому восприятию окончательно понять, что додзё отличается от любого другого места. Когда же я поступил в Токийский полицейский департамент, то там отличительной чертой нашего додзё была большая каллиграфическая картина, изображавшая гору Фудзи.

Во время тренировок в составе полицейского отряда физической подготовки, мне повезло учиться под началом Masuda Shinsuke сенсея в течение целого года. С начала занятий, когда мои товарищи проводили разминку в стенах додзё, сенсей был очень зол и постоянно повторял: «Разминайтесь снаружи! Не приходите в додзё до тех пор, пока вы не готовы к кейко!». Позже я узнал, что в додзё нельзя смеяться или улыбаться, так как это не позволяет сохранить атмосферу серьёзного и правильного кендо.

Именно из за следования такой жёсткой дисциплине мы могли поддерживать дух правильного кендо. Как только сенсеи входили в зал, наша решимость настолько возрастала, что кендока из других клубов, приходившие на дзикейко, были сильно подавлены такой атмосферой. Я счастлив, что смог тренироваться в таком месте.

-2

Наши учителя не тратили время на слова – они лишь показывали правильный путь. Мы же должны были со всем старанием копировать их движения. Мы тренировались, держа в голове образ своих сенсеев, стараясь понять секрет их мастерства. Естественно, мы тщательно копировали всё, включая и формы Рей.

Кейко начинается и кончается с Рей.

Сама тренировка и правильное отношение к ней, строятся на начальном и завершающим поклонах. Первый из них нужно выполнять с чувством искреннего желания научиться чему-то новому. Второй же – с чувством благодарности за данный урок. Мой опыт говорит мне, что именно это лучший способ понять Рей.

Я думаю, что «форма» (ката) этикета очень важна, так как помогает правильно выразить ваше чувство благодарности партнёру по тренировке.

Конечно, простое выполнение формальных действий, не подкреплённых эмоционально, недопустимо. Однако сейчас я замечаю, что во многих случаях, особенно во время соревнований, противники думают только о себе, не отдавая дань уважения оппоненту. Это меня очень беспокоит.

Кендо эволюционировало от «способа убийства» к «способу улучшения личности» в том числе благодаря Рей. Без следования принципам этикета, оно бы превратилось в «очередной вид спорта», прекратив своё существование как будо.

Таким образом, учителя должны переключить своё внимание с постоянной подготовки к сиай на развитие понимания Рей среди своих учеников, собственным примером показывая правильное отношение к кендо.

Пожалуй, лучшим способом для подобной практики является изучение кендо ката. В процессе их практики, мы должны задумываться не только о форме и собственных движениях, работе рук и ног, качестве ударов, но и о синхронизации действий со своим партнёром, сохранении чувства благодарности и взаимодействия.

Для сенсея важно изучить этот аспект кендо, самостоятельно почувствовать его и, в конце концов, показать на собственном примере своим ученикам.

-3

Тренировки детей через понимание Рей.

Сейчас многие взрослые делают вид, что не замечают неуважительное поведение детей. Возможно, так происходит из за недостатка правильного воспитания в домашней среде. Однако намного ли отличается детство сейчас от того, что было в прошлом? По моему убеждению, каждого ребёнка можно научить вежливости с помощью правильного подхода.

Сейчас я помогаю обучать студентов детской кендо группы в Нихон Будокан и часто вижу, что многие из них не могут стать частью коллектива – они нарушают порядок, внезапно исчезают, не считают нужным поздороваться или попрощаться со своими друзьями или учителями и т.д. Конечно, задача сенсея состоит в том, чтобы дать детям понимание правильной модели поведения. Но так же важно сменить свой собственный образ мыслей – перестать задаваться вопросом «Как я должен учить этого ребёнка?», и подумать над другим: «Как мне сделать так, чтобы этот ребёнок почувствовал то же, что и я?». Это то, что действительно важно. Учителю нужно построить доверительные и крепкие отношения со своими учениками.

Во время тренировок, даже когда я наказываю своих учеников, наказания всегда должны восприниматься как часть обучения. Такое отношение к тренировкам строится на доверии между учеником и учителем. Этот аспект особенно важен, когда вы тренируете детей. Если вы сможете донести до них свои чувства относительно тренировок, то сделаете первый шаг на пути к успеху.

Рей, помимо всего прочего, является базовым принципом социальной жизни, связывая людей в обществе. В свою очередь, базовым принципом Рей является дисциплина. Дисциплина – это то, чего мы можем достичь и в повседневной жизни, не занимаясь кендо.

-4

Лучшее место, чтобы постичь Рей – додзё!

Хотя об этом и грустно упоминать, но сейчас многие додзё закрываются и кендо клубы всё чаще расположены в местных спортивных залах. Во «Всеяпонской ассоциации додзё» лишь 1\4 всех зарегистрированных клубов имеют собственное додзё, остальные тренируются так же как я в моём далёком детстве. Поэтому, не имея возможности правильно воссоздать и показать сакральное значение места для тренировок с помощью камидана, мы должны прибегать к другим средствам.

В первую очередь, убедитесь что выглядите опрятно и аккуратно, выровняйте обувь перед входом в линию. Заходите, держа в голове мысль, о том, зачем вы пришли на сегодняшнее кейко сделайте поклон в сторону шомен (не забывайте о сохранении чувства уважения к этому символу духа будо). «Я не хочу получить травмы или причинить боль своим товарищам», «Я хочу провести тренировку с честным и открытым сердцем» - вот примеры того, о чём вы должны подумать в этот момент. Это то, чему меня научил Фукуока сенсей.

Цените мгновения проведённые в додзё, потому что это единственное место, где дети и взрослые могут тренироваться под одной крышей одновременно, преодолевая себя и постигая суть будо. Старшие сенсеи учат взрослых, которые передают свой опыт детям. Дух «живого пространства для обучения» - лучшая черта каждого додзё. Именно поэтому я верю, что это лучшее место, чтобы изучать Рей.

Как бы то ни было, вы не сможете заниматься кендо без партнёра по тренировке. Каждый раз, проходя через кейко с чувством благодарности и уважения, в конце вы естественным образом будете говорить «спасибо».