Как часто в жизни мы даем кому-то или чему-то оценки! И, увы, как часто при этом ошибаемся! Все бы ничего, по идее, каждый имеет право на ошибку, но зачастую такие ошибочные оценки ухудшают состояние дел:
· у того, кого мы оцениваем;
· у нас самих;
· а порой и у тех, кто имеет к этому хоть какое-то отношение, даже косвенное.
Казалось бы: думай больше, давай правильные оценки и все будет тип-топ.
Ан нет, далеко не все любят думать. И еще далеко не все любят признавать ошибки в том, как они оценивают кого-то или что-то, даже если такое упрямство приведет к неприятным результатам.
Может, вовсе отказаться от оценивания?
Но уж очень это сложно. Даже невозможно. Особенно в том, что касается нас лично.
Тогда что же делать?
Личное мое предложение:
оценивать надо, но… строго объективно; а если же мы даем субъективные оценки, то должны следить, чтобы у них не было объективных последствий.
Сложно выразила мыслЮ, да? :) Постараюсь пояснить на конкретном примере. И для примера возьму трудовую сферу.
Допустим, вы начальник. К вам приходит ваш подчиненный и приносит отчет о работе. Вы смОтрите и говорите, что вот в этом месте каемочка должна быть не светло-синенькая, но темно-голубенькая, следует исправить это по всему отчету, а вам, дорогой подчиненный, надо внимательнее следить за качеством своей работы.
Объективное в данной ситуации – то, что:
· вам просто очень жарко, причем уже длительное время (аж больше месяца, это кого угодно с ума сведет);
· и вам очень хочется на ком-нибудь сорвать свою усталость;
· к тому же, у вас дома неурядицы: сын капризничает, муж 3-й день пьет, собака углы метит;
· плюс изредка вам хочется показать, что вы – начальник, и умнее своих подчиненных.
Ну вот вы и выбрали для этого наиболее интеллигентного работника, который, во-первых, зависит от вас в плане зарплаты, а во-вторых, посчитает ниже своего достоинства кричать, доказывая свою правоту и ваш, наоборот, кретинизм.
Итак, названное тут – объектив.
Все остальное в данной ситуации – субъектив:
· и оттенки цвЕта в работе абсолютно не важны;
· и вообще это был концептуальный замысел, отличающий данную работу от всех подобных;
· и более того – переделка работы на текущей стадии увеличит срок сдачи работы и вообще ухудшит ситуацию.
Вот и получается, что, исправив нелепую мелочь, вы потеряли нечто крупное и важное.
Вывод: если вам так хочется показать, что вы начальник, просто попросите поменять светло-синий на темно-голубой, но не давайте оценку работнику, что, дескать, ему в принципе (!) всегда (!!) надо следить за качеством своей работы внимательнее.
Конечно, высказав такую оценку, вы кратковременно вздохнете спокойно – высвободите накопившийся от жары негатив и покАжите, что вы, ну, вот всех круче. Но зато вы потеряете в перспективе гораздо большее: подчиненный может просто плюнуть на такие субъективные, вредящие работе придирки и найти новое место работы, а у вас некому будет работать.
Пардон за длинный пример. Просто объяснить на конкретностях хотелось. )) Впрочем, примеров может быть масса. Вывод из всех – один:
ОЦЕНКИ НАДО ДАВАТЬ СТРОГО ОБЪЕКТИВНЫЕ.
Но тогда возникает вопрос: а каково мерило объектива? Где грань, после которой объектив переходит во вкусовщину?
В точных науках вроде математики проще: там есть вполне конкретные устойчивые формулы и проч. В других областях с этим куда как сложнее. И, тем не менее, главное – это НАЙТИ КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ.
И это касается самых разных областей – от дружеского общения до профессиональной сферы и от кухаркиной работы до управления государством.
(Фото взято из открытого источника в Интернете.)