Найти в Дзене
Мысли о

Судьба российского парламентаризма:

Каких полномочий лишился российский парламент и народные избранники с принятие новой конституции в 1993 году?

Наверное многие слышали о политическом кризисе начала 90-х, закончившемся танковым обстрелом Белого Дома 4 октября 1993 года. Одним из последствий этого кризиса стало принятие в декабре 93-го новой конституции, которая сильно изменила полномочия ключевых политических институтов страны. В этой статье я попытаюсь детально рассмотреть все те полномочия, которые утратил российский парламент в 1993-м. Для этого мы сравним статьи конституции 1978 года (в последней редакции от 10 декабря 1992 года) и статьи современной российской конституции 1993 года.

Итак, начнем с базового. Для того, чтобы понять с какой республикой мы имеем дело (президентской, парламентской или смешенной), надо определить, как в стране формируется правительство. И до 1993 года и после, кандидатуру Премьер-министра предлагал парламенту российский президент, а парламент либо отклонял, либо одобрял кандидата выдвинутого президентом. Поэтому, формально, в России и до, и после 1993 года была смешенная республика. Но если посмотреть на вопрос более детально, то сразу становится понятно, что в 1993 году российский парламент был серьезнейшим образом ограничен в своём влиянии на правительство. До принятие новой конституции Верховный Совет РФ не только одобрял кандидатуру Председателя Правительства, но также и кандидатуры министра иностранных дел, министра обороны, министра безопасности и министра внутренних дел (статья 109 Конституции 1978). Теперь же Государственная Дума может голосовать лишь за премьера, который в дальнейшем назначает всех министров с согласия Президента. Кроме этого, современная конституция серьезно ограничила влияние Думы на само назначение главы правительства. В Конституции РФ 1993 года (статья 111) была закреплена норма, согласно которой, после третьего отклонения кандидатуры Премьер-министра, Президент распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (даже если он все три раза предлагал одного кандидата). До этого в Основном законе страны ничего подобного не было, президент в принципе не имел права распускать парламент.

Но президентская власть усилилась в 1993 году не только возросшим влиянием на правительство, похожее положение вещей было зафиксировано и по отношению к судебной системе. Если по старой конституции избрание Конституционного суда, Верхового суда и Высшего арбитражного суда было прерогативой парламента (статьи 104 и 109 Конституции 1978 года), то теперь всех кандидатов на эти должности предлагает Президент, а парламент их лишь одобряет (статья 128 Конституции 1993 года). То же самое произошло и с Генеральным прокурором и главой ЦБ, раньше их избирали народные депутаты (статья 109 пункт 4 Конституции 1978 года), теперь парламент одобряет кандидатуры внесенные президентом (статья 129 Конституции 1993 года).

Кроме всего вышеперечисленного российский парламент фактически лишился права назначения всероссийского референдума, хотя по старой конституции, референдум мог быть инициирован не только большинством, но даже и 1/3 от числа народных депутатов (статья 109 пункт 25 Конституции 1978 года). С тех пор, не одного референдума в России проведено не было.

Описание выше ограничения, а также ряд других, о которых я не стал говорить в этой статье (в частности, после 1993 года также была усложнена процедура импичмента президента), привели к полному переустройству российской политической системы, в которой все ключевые решения стали зависеть исключительно от «обросшей» полномочиями президентской власти.