Найти тему

Явление байопиков

Жанр «фильм-биография» в последнее время стал чрезвычайно популярным, ведь интерес к жизни знаменитостей был всегда. Настоящее режиссёрское мастерство – это комбинация хроникального изложения фактов и событий в жизни главного героя и умение рассказать историю (чаще драматическую) вдохновляющую, шокирующую, поучительную.

Успешный байопик который войдёт в историю кино, как и их главный герой – это компромисс между фактами реальной жизни без чрезмерной документалистики и необходимый художественный вымысел.

За англицизмом байопик (англ. biography (биография) и picture (картина) почти всегда стоит драма соединяющая в себе комедию, триллер, экшн и другие жанры.

Героем, которому был посвящён первый байопик, стала национальная гордость Франции Жанна д’Арк. Одноимённый фильм одного из основоположников мирового кинематографа Жоржа Мельеса вышел в 1899 году, главную роль исполнила Жанна Д’Альси. Несмотря на ограниченный хронометраж (10 минут), режиссёру удалось вместить в сюжет все главные события жизни Орлеанской девы – от явления ей святых и до смерти на костре. 

В советское время, кинематограф чётко следовал идеологическому направлению и соответствующим ему задачам, а главными героями, история жизни которых освещалась с первых дней их становления, были Александр Невский, Пётр I, Василий Чапаев, Александр Пушкин, Андрей Рублёв и другие достояния страны.

В современном российском кино жанр фильма-биографии остался всё там же в СССР – главные темы, это достижения в спорте (Легенда №17, Движение вверх, Поддубный) и покорение космоса (Гагарин. Первый в космосе, Время первых, Салют-7).

Роль личности в истории в последние годы активно исследует и Голливуд. Новые технологии, пришедшие к 1980-м годам, дали возможность зрелищно и достоверно воссоздать различные исторические периоды. Байопики снимали один за другим: «История Бадди Холли» (о рок-музыканте Бадди Холли), «Дочь шахтёра» (о кантри певице Лоретте Линн), «Бешеный бык» (о боксёре Джейке Ламотта), «Парни что надо» (о лётчиках-испытателях базы ВВС) и многие другие. 

-2

С тех пор, жанр прочно укрепился в расписании кинотеатров. В начале 2000-х годов были сняты такие мощные проекты, как «Человек на Луне» (об американском комике Энди Кауфмане), «Али» (о боксёре Мухаммеде Али), «Фрида» (о художнице Фриде Кало), «Авиатор» (об изобретателе и предпринимателе Говарде Хьюзе), «Рэй» (о певце Рэе Чарльз). 

-3

Героями байопиков становятся сильные личности вошедшие в историю, но не обязательно примеры для подражания: «Монстр» (о серийной убийце Эйлин Уорнос), Кокаин (о торговце наркотиками Джордже Янг), «Красивый, плохой, злой» (о серийном убийце Теде Банди).

-4

Историй много, а вот формула у большинства биографических фильмов одна. Критик Патрик Уиллемс заметил, что фильм обычно начинается с эпизода завершающего момента в карьере музыканта, который начинает вспоминать своё прошлое, после мы обязательно узнаём что-то из детства главного героя, вот он уже впервые выходит на сцену и приходит признание зрителей пусть и не сразу (для большей драматичности ему предстоит пройти через немало препятствий на пути к славе), затем мы уже в студии записи первого хитового альбома и собираем чемоданы в тур. Обязательно должен случится «переломный момент»: главный герой проходит через проблемы в личной жизни, которые не могут не повлиять на его творчество. А в финале зрителей ждёт грандиозный концерт и как бонус информационная сводка о дальнейшей судьбе главного героя перед титрами. 

Наиболее интересно разорвал этот шаблон режиссёр Тодд Хейнс в фильме о Бобе Дилане «Меня там нет», зарисовками рассказывая шесть историй каждая из которых представляет определенный период в жизни легендарного исполнителя или связан с его творчеством. Эти периода отыграны 6 разными персонажами: одиннадцатилетний Вуди Гатри (Маркус Карл Франклин) символизирует детство Дилана, с Джеком Роллинс (Кристиан Бэйл) связано становление Дилана как фолк-музыканта, Кейт Бланшетт в роли Джуд Куинн блистательно играет Дилана на пике славы, Бену Уишоу досталась роль бунтаря, поэта Артюра Рембо, актёр в исполнении Хита Леджера переживает непростой период со своей женой (Шарлотта Генсбур) и Ричард Гир, как живущий размеренной жизнью где-то на Диком Западе Дилан.

-5

Сами того не замечая, абсолютно точно мы растём на музыке и кино, эти два искусства во многом формируют нашу личность. Во многом поэтому байопики именно о музыкантах так популярны, в этом есть что-то ностальгическое. Такие фильмы обязательно будут увиденными не только фанатами, но и привлекут зрителя, который ценит «глубокое кино». Но так ли это на самом дела? Ведь для создателей фильма, перенести на экран историю посвященную великому человеку дело не только ответственное, но и настоящая проверка на профпригодность: следовать биографической точности или сделать выбор в пользу вымысла ради захватывающей художественной составляющей, как всем угодить и оправдать ожидания зрителя?

Нам же предстоит разобраться, где правда, а где вымысел, ведь даже документальные фильмы – не истина в последней инстанции, а художественный вымысел так похож на правду.

Байопики, которые вы могли пропустить, но ещё не поздно посмотреть:

Меня там нет (реж. Тодд Хейнс) – биографическая драма независимого американского режиссёра Тодда Хейнса, основанная на жизни легендарного музыканта Боба Дилана. В необычной форме повествования, фильм рассказывает о разных периодах жизни Дилана в исполнении нескольких отдельных персонажей.

Сид и Нэнси (реж. Алекс Кокс) – драма о бас-гитаристе «Sex Pistols» Джоне Саймоне Ричи, более известном как Сид Вишес – один из культовых символов панк-культуры. 

Голос улиц (реж. Феликс Гэри Грей) – биографический фильм основанный на реальных событиях о взлёте и падении одних из основателей поджанра гангста-рэп, хип-хоп-группы N.W.A. Несмотря на то, что группа была запрещена на некоторых радиостанциях США из-за содержания текстов, в то время они были чрезвычайно популярны. Названием фильма послужил дебютный альбом («Straight Outta Compton»), вышедший в 1988 году.

Кадиллак Рекордз (реж. Дарнелл Мартин) – музыкальная драма о музыкальных легендах Америки: Мадди Уотерс, Леонард Чезз, Литтл Уолтер, Хоулин Уолф, Этта Джеймс и Чак Берри.

Контроль (реж. Антон Корбейн) – музыкальный драматичный байопик о жизни фронтмена британской рок-группы Joy Division Иэна Кёртиса. Фильм расскажет о нескольких последних годах жизни музыканта до самоубийства в 1980 году.

Стать Джоном Ленноном (реж. Сэм Тейлор-Вуд) – биографический фильм посвящённый детству и юности Джона Леннона — до конца 50-х годов, когда была создана группа The Quarrymen.

Фильм основан на биографической книге сводной сестры Леннона Джулии Бейрд. 

Лето  (реж. Кирилл Серебренников) – музыкальная драма о начинающем музыканте Викторе Цое и ленинградской андеграудной рок-тусовке начала 1980-х годов. Фильм охватывает период знакомства Виктора Цоя (Тео Ю), Майка Науменко (Роман Билык) и его жены Натальи (Ирина Старшенбаум), становлении Ленинградского рок-клуба и начале творческого пути Виктора Цоя с записью его первого альбома.

Кроме музыки группы «Кино» и других популярных российских рок-групп того времени, в фильме звучат песни Talking Heads, Игги Попа, Mott the Hoople.