Это фото сделано в Моздоке за несколько лет до взрыва военного госпиталя. Войсковая часть 5464 и отряд специального назначения Краснодарской дивизии стояли на автобазе через дорогу от военного госпиталя. Солдаты жили в палатках и вагончиках. На огороженной проволокой территории размещалась боевая техника и грузовые автомобили. На широкой площадке наши солдаты и солдаты спецназа играли в футбол, проводили эстафеты и мы часто выигрывали хотя в спецназ отбирают физически сильных призывников.
Это было время когда в Чечне шла первая компании. Через дорогу от автобазы располагался военный госпиталь. Как-то капитан Олег Чернай мне сказал: "Товарищ подполковник, а давайте сходим в госпиталь и сдадим кровь. Может какие процедуры получим. Чего терять возможность если госпиталь рядом". Чернай украинец и очень предприимчивый. Тогда он был заместителем начальника штаба, а я был командиром отдельного батальона. Мы пошли и узнали, что офицеров и солдат можно сводить на диспансеризацию. По несколько человек в день. Было приятно видеть молоденьких медсестер и улыбчивых врачей. Местным жителям здесь работать было очень престижно. Заходили через КПП, где солдат взвода охраны госпиталя с автоматом прикрывал въезд. Помню, что препятствий против тарана не было, да и забор был из бетонных плит. Здание госпиталя было новое. Покрашенные стены и хорошая мебель. Сюда на лечение ходили и семьи военнослужащих Моздокского гарнизона. Жены и дети здесь получали медицинскую помощь.
Моздок был прифронтовым городом. Помню, что мэром тогда был Владимир Адамов. Здесь есть военный аэродром и отсюда борты летали на Ханкалу. Сюда же доставляли 300-х и 200-х. Здесь же шло формирование войск для направление в район боевых действий.
От сюда в Чечню направлялись колонны машин с ГСМ, продовольствием и боеприпасами. Был случай, когда в палатке где остановились водители бензовозов произошел конфликт и пьяный солдат расстрелял нескольких сослуживцев. И такое бывало. Это считалось не боевыми потерями. Это не у нас, а рядом с полком внутренних войск.
Мы простояли несколько месяцев и убыли в пункт постоянной дислокации. Тогда мы были в резерве, а через пол года вошли в Чечню и окопались батальоном в поле под станицей Ассиновской. О госпитале и его сотрудниках остались самые добрые воспоминания.
Вечером 1 августа 2003 года автомобиль КАМАЗ с десятью тоннами аммиачной селитры протаранил ворота госпиталя и въехал на его территорию. На посту охраны КПП стоял часовой Валерий Лаба. До смены поста ему оставалось 10 минут.
Находясь в укрытии он стрелял в водителя и убил его. Но машину остановить не смог. Без водителя она остановилась у входа где и прогремел взрыв. За рулем был террорист смертник Магомед Дадаев, который вероятно намеревался въехать в холл приемного отделения. В тот день, в госпитале находилось около ста пятидесяти человек. Это военные врачи, медсестры, обслуживающий персонал и лечащиеся. В результате терракта погибло 52 человека и 82 получили ранение. Рядовой В.Лаба награжден орденом "Мужество" посмертно и похоронен в Донецкой области в Украине.
Как позже выяснило следствие, организатором нападения на госпиталь являлся Шамиль Басаев. Но где снарядили машину взрывчаткой и как она проехала в Северную Осетию мы не знаем.
Ровно через год и один месяц в Осетию так же на машинах проедут бандиты и захватят школу №1 в городе Беслан.