Недавно прочитал статью об общении дальнобоев по рации - большего бреда раньше встречать не приходилось. Там приводился какой-то "словарь дальнобойщиков", а сами они представлены угрюмыми, суровыми мужиками, общающимися между собой на только им понятном языке.
На самом деле всё обстоит совсем иначе - при общении по рации всегда соблюдается взаимоуважение и некоторая вежливость. Разговор ведётся на обычном языке, а если и используется терминология, то она понятна даже новичку на трассе.
Подолгу трепаться про "жили-были" не принято, да и возможности рации позволяют подолгу разговаривать только если вы двигаетесь в попутном направлении и находитесь в зоне видимости. В случае затягивания разговора, обычно с 15го канала собеседники, по договорённости переходят на другой.
Основная задача рации, это облегчить работу водителя, поэтому львиная часть разговоров касается маневрирования и обстановки на дороге. Вот основные моменты:
При обгоне водитель движущийся за фурой и желающий "обойти" её, просто спрашивает "коллега, подскажи обстановку впереди". Тот, в свою очередь может ответить "работай", что означает чистую дорогу. Есть и другие варианты ответов, например "за маленькой(легковой) чисто". По завершении обгона обязательно следует благодарность типа "спасибо! удачной дороги".
На скользком подъёме и помехе на твоей полосе можно, при необходимости, попросить того, кто на спуске "придержи", чтобы обойти помеху без остановки (тронуться на фуре на скользком подъёме практически невозможно).
Очень много различных ситуаций на дороге, где водители взаимодействуют договариваясь по рации.
Что касается обстановки на дороге, то о всех нетипичных и потенциально опасных ситуациях (особенно в сумерки и ночью) принято предупреждать встречных водителей. Это может быть и "аварийка"на обочине, и "машинка работает"(ДПС), и большая яма или посторонний предмет на дороге и т.д.
Также, по рации водитель может указать другому на замеченную неисправность "у тебя габариты (поворот, стопарь) не горит", "у тебя колесо на телеге заклинило", что-то болтается или отваливается. По рации можно попросить о какой-либо помощи.
Ещё очень часто водители интересуются друг у друга где ближайшая "шинка", магазин, кафешка или стоянка. В последнее время всё чаще можно услышать вопрос "где можно снять деньги". Возле АЗС по рации поступают предложения друг-другу о продаже (покупке) топлива.
По рации могут, конечно, и "оттянуть" как следует, но только по делу.
Это далеко не все ситуации, в которых водители-дальнобойщики пользуются рацией. Но они ВСЕГДА ГОВОРЯТ НА ПОНЯТНОМ, ДОСТУПНОМ ЯЗЫКЕ, НЕ ИСПОЛЬЗУЯ НИКАКОГО СПЕЦ.ЖАРГОНА.