В апреле 2019 года из‑за отсутствия средств на покупку сырья приостановил свою работу крупнейший частный нефтеперерабатывающий завод России — Антипинский НПЗ. В мае предприятие попросило признать себя банкротом, тогда же компания «Сокар Энергоресурс», СП Сбербанка (40%) и азербайджанского SOCAR (60%), приобрела 80% акций актива у группы «Новый поток».
Антипинский НПЗ — пауза в несколько месяцев
В апреле 2019 года из‑за отсутствия средств на покупку сырья приостановил свою работу крупнейший частный нефтеперерабатывающий завод России — Антипинский НПЗ. В мае предприятие попросило признать себя банкротом, тогда же компания «Сокар Энергоресурс», СП Сбербанка (40%) и азербайджанского SOCAR (60%), приобрела 80% акций актива у группы «Новый поток». Ей также принадлежат Марийский и Афипский НПЗ. В июле 2019 года «Транснефть» возобновила поставки.
Временная остановка производства привела к практически двукратному сокращению сдачи нефти на Антипинский НПЗ с начала 2019 года. По данным «ЦДУ ТЭК», за 6 месяцев показатель составил 1 769,1 тыс. т, что на 1 716,4 тыс. т меньше, чем за первое полугодие прошлого года.
Антипинский НПЗ — молодое предприятие, основанное в 2005 году. Окончательно объект был достроен только в 2018 году. Капитальные вложения тогда, по данным «ЦДУ ТЭК», исчислялись в 12 463 801 тыс. руб., что на 2 941 979 тыс. руб. меньше, чем в 2017 году. Завод имеет высокий показатель эффективности. Глубина переработки нефти в 2018 году составила 98%. Для сравнения: в 2018 году средний уровень по России — 83,4%.
ОПЕК+: стоп сигнал для «Роснефти»
Входящие в ОПЕК+ страны продлили сделку по сокращению добычи нефти на девять месяцев — до 31 марта 2020 года. Параметры сохранились: снижение производства на 1,2 млн барр. в сутки от уровня октября 2018 года. В России основным противником новых договоренностей была «Роснефть». Компания в феврале 2019 года планировала высокими темпами наращивать производство за счет освоения четырех новых месторождений — Среднеботуобинского, Тагульского, Русского и Куюмбинского. В первом полугодии 2019 года они уже демонстрировали постепенный рост добычи, однако сделка ОПЕК+ ограничила планы «Роснефти» по дальнейшему развитию проектов.
Моторное топливо в тисках инфляции
В марте 2019 года правительство решило продлить соглашение с нефтяными компаниями о стабилизации рынка топлива на три месяца — до конца первого полугодия. В июне власти определились, что заключать договоренности в очередной раз не станут, так как ситуация нормализовалась, а цены на моторное топливо в пределах инфляции можно удерживать рыночными механизмами.
По данным «Росстата», инфляция в России с начала года (с 1 января по 1 июля 2019 года) составила 2,5%. Для сравнения, рост цен на бензин АИ-92 (с 1 января по 1 июля 2019 года) в среднем по России, по данным «ЦДУ ТЭК», достиг 2,32%. Самый высокий показатель у Приволжского федерального округа — 2,82%, самый низкий у Южного федерального округа — 0,36%. Рост цен на бензин АИ-95 за тот же период, по данным «ЦДУ ТЭК», составил 2,49%. Самый высокий показатель у Приволжского федерального округа — 2,79%, самый низкий у Южного федерального округа — 1,44%.
Борьба с высокими ценами на нефтепродукты началась еще весной-летом 2018 года. Правительство с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тыс. и 2 тыс. руб. за тонну. Также было принято решение не повышать акцизы с 1 июля. Кроме того, нефтяные и нефтеперерабатывающие компании взяли обязательство до сентября заморозить цены на уровне конца мая 2018 года. В ноябре ВИНК и независимые НПЗ договорились поставлять топливо на внутренний рынок по ценам июня 2018 года. Соглашение вступило в силу 1 ноября и действовало до 31 марта 2019 года. Цены были зафиксированы до конца 2018 года.
«Арктик СПГ — 2» — японский акцент «НОВАТЭКа»
В первом полугодии 2019 года «НОВАТЭК» сформировал состав собственников «Арктик СПГ-2». В марте российская компания закрыла сделку по продаже 10% доли участия в проекте французской Total. В апреле 20% получили китайские CNPC и CNOOC. Наконец, в июне еще 10% акций проданы японским Mitsui и JOGMEC. Таким образом, «НОВАТЭК» в общей сложности договорился о продаже 40% в СПГ-проекте, 60% российский инвестор планировал сохранить за собой. Параллельно «НОВАТЭК» наращивал экспортные поставки СПГ с действующего «Ямал СПГ», который вышел на полную производственную мощность в 16,5 млн т в год. По данным «ЦДУ ТЭК», в первом полугодии 2019 года отгрузка с завода составила 12,7 млрд куб. м (9,1 млн т), в 2018 году за тот же период — 3,5 млрд куб. м (2,5 млн т).
Дальнейший рост экспорта планируется обеспечить в том числе за счет Японии. В июне «Ямал СПГ» отгрузил стратегическому партнеру первую танкерную партию СПГ в рамках долгосрочного контракта с Total. Однако в будущем основные объемы газа будут реализованы через «Арктик СПГ-2», запуск которого запланирован на конец 2022 года. Японские компании на долгосрочной основе уже договорились приобретать у завода (мощность — 6,6 млн т в год) около 2 млн т СПГ в год. Успех сотрудничества с Японией будет зависеть от развития логистической цепочки с использованием Северного морского пути и перевалочного терминала на Камчатке.
Нефтегазовая отрасль в цифре
Нефтегазовые компании переходят на цифровую систему управления (ЦСУ) активами. В апреле 2019 года «Газпром нефть» запустила первую в мире ЦСУ «Капитан» для круглогодичного вывоза нефти с Приразломного и Новопортовского месторождений, а также для повышения эффективности управления логистикой. По данным «ЦДУ ТЭК», объем экспорта арктических сортов нефти за первое полугодие 2019 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,3 млн т, что может отчасти свидетельствовать об успешном применении цифровых решений.
В свою очередь, «Роснефть» вводит систему «цифровой завод» на своих нефтеперерабатывающих предприятиях. В частности, Новокуйбышевский НПЗ перевел три технологические установки (стабилизации бензина, газофракционирования, а также компримирования и очистки газа) на единое цифровое управление. Кроме того, Рязанская НПК в первом полугодии 2019 года провела модернизацию автоматизированной системы управления технологическим процессом установки гидроочистки дизельного топлива. Сызранский НПЗ ввел в промышленную эксплуатацию цифровую систему для контроля герметичности трубопроводов, по которым готовые нефтепродукты отгружаются на нефтебазу.
Подробнее на сайте «ЦДУ ТЭК»