Четыре легенды советского ВПК, разработанные в 1960х – 1980х годах.
Ми-8 – самый знаменитый винтокрылый аппарат в мире, эксплуатирующийся в десятках гражданских и военных модификациях на всех континентах Земли. В серийном производстве – с 1965 года. В настоящее время выпускается на двух заводах в Казани и Улан-Удэ. Общий тираж – более 12000 машин! Вертолет был создан при содействии Н.С. Хрущева, который после поездки в США захотел иметь комфортабельный вертолет-салон "как у Эйзенхауэра". Именно на вертолетах этого типа летает Президент России.
С-200 – зенитно-ракетный комплекс дальнего радиуса действия, предназначавшийся для обороны больших площадей от бомбардировщиков стран НАТО. Встал на защиту отечественных рубежей в 1967 году. Длительное время комплексы С-200 считались наиболее мощным оружием ПВО СССР и были развернуты только на его территории. Поставки за рубеж начались лишь в 1980-х годах, когда их стали заменять новые комплексы С-300. В России С-200 уже сняты с вооружения, но они до сих пор себя прекрасно проявляют в различных локальных конфликтах, например, защищая небо Сирии.
Т-80 – первый в мире серийный газотурбинный танк, разработанный в 1976 году. Его последняя модификация Т-80У обладает высокими удельными характеристиками, превосходящими современные дизельные отечественные и зарубежные танки. Предполагалось, что армады этих машин Западной группы войск должны будут преодолеть пол-Европы и выйдут к берегам Атлантики за 48 часов, за что получили прозвище "танков Ла-Манша". В настоящее время на вооружении РФ находится порядка 5000 танков этого типа.
МиГ-29 – многоцелевой легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, создан в 1983 году. История его создания неразрывно связана с другой советской авиалегендой – Су-27. Именно на МиГ-29 впервые были применены двигатели со всеракурсным управлением вектора тяги, благодаря которым самолеты выделывают фантастические фигуры, преодолевая законы физики. Истребитель до сих пор занимает лидирующие позиции на мировом авиационном рынке. На выставке МАКС-2019 было заявлено, что в России началось серийное производство его "крайней" версии – МиГ-35.
Так что же объединяет все эти легендарные машины и аппараты, которые предназначены для выполнения столь различных задач в небе и на земле?
Во многом высокие тактико-технические характеристики конструкторы-объектовщики смогли достичь благодаря тем силовым установкам, которые все были разработаны на ленинградском заводе имени В.Я. Климова под руководством Генерального конструктора Сергея Петровича Изотова (1917-1983).
ТВ2-117 – турбовальный двигатель (т.е. такой двигатель, у которого крутящий момент передается на вал редуктора вертолета) был спроектирован для вертолета Ми-8, обладает взлетной мощностью 1500 л.с. На вертолете устанавливается спарка ТВ2-117, передающая мощность на главный редуктор ВР-8, который также был создан на заводе имени В.Я. Климова. Силовая установка производилась на пермском моторостроительном заводе с 1965 по 1995 год. Всего выпущено 22691 двигатель. На поздних моделях Ми-8 устанавливаются более мощные двигатели конструкции Изотова – ТВ3-117 (2000 л.с.), а также его новейшие модификации ВК-2500 и ВК-2500ПС-03.
5Д67 – жидкостно-ракетный двигатель (ЖРД) предназначался для второй, маршевой, ступени модернизированной ракеты ЗРК С-200В. Двигатель стал развитием двигателя 5Д12 конструкции другого замечательного ленинградского конструктора А.С. Мевиуса. В 1960е – 1970е годы ЖРД Изотова и Мевиуса, которые оба были учениками основоположника отечественного авиадвигателестроения Владимира Яковлевича Климова, отличались наилучшими показателями отношения массы двигателя к его максимальной тяге (удельная масса) среди разработанных в СССР и США.
ГТД-1000Т – газотурбинный двигатель разработан специально для танка Т-80. Благодаря двигателю ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. и его модификациям ГТД-1000ТФ (1100 л.с.) и ГТД-1250 (1250 л.с.) танки смогли получить уникальные динамические, скоростные и боевые качества, недостижимые дизельными машинами. И двигатель и танк стали прорывом в мировом танкостроении. За разработку двигателя ГТД-1000Т завод имени В.Я. Климова был награжден орденом Октябрьской революции.
РД-33 – турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой создан для применения на истребителе МиГ-29. Спарка двигателей РД-33 обеспечивает самолету тяговооруженность (отношение тяги двигателей к массе самолета) больше единицы, что в свою очередь придает значительное преимущество перед самолетами противника. Для МиГ-29 ленинградцами одновременно были созданы коробка самолетных агрегатов КСА-2 и двигатель-энергоузел ГТДЭ-117, который также использовался на двигателях конструкции А.М. Люльки АЛ-31Ф (Су-27). Кстати, конструкция РД-33 оказалась настолько удачной, что была смоделирована Люлькой для АЛ-31Ф. Всего выпущено более 5000 двигателей РД-33 различных модификаций.
Разработка и доведение до серийного производства в течение 1960х – 1980х годов такого многообразия газотурбинных двигателей различных конструкций, которые до сих пор находятся в эксплуатации в тысячах экземплярах, стало возможным благодаря уникальному коллективу ленинградского завода имени В.Я. Климова и его гениальному и суперэнергичному руководителю – Генеральному конструктору, Герою Социалистического Труда, лауреату Сталинской, Государственной и Ленинской премий Сергею Петровичу Изотову.