Традиционные японские ремесла — новая любовь дизайнеров.
В век технологий нам все чаще хочется чего-то живого и настоящего — чтобы избавить свои творения от выверенной фабричности, ощущения штампованности, дизайнеры берут на вооружение традиционные ремесла. Последний тренд — увлечение японскими техниками «кинцуги» и оригами. В каждой из них, как и в японской культуре в целом, во главе угла стоит концепция «ваби-саби». «Ваби» означает безыскусность, а «саби» — это патина времени. По сути, «ваби-саби» призывает смириться с тем, что совершенство неуловимо, а красоту нужно искать именно в его отсутствии. В искусстве реставрации керамики — «кинцуги» это выражается в том, что трещины на чашках и вазах украшают заплатками из чистого золота.
«Кинцуги» — это японское искусство реставрации керамики с помощью лака, смешанного с золотым порошком, получается такая золотая заплатка. Японцы уверены, что в поломках и трещинах сама жизнь и история предмета, поэтому их нужно не маскировать, а подчеркивать.
Ярчайший пример использования «кинцуги» — коллекция «битой» посуды бренда Seletti, которая была представлена на последней парижской выставке Maison & Objet. Фарфоровые тарелки и кружки дизайнер Маркантонио будто собрал из осколков других сервизов — узоры не совпадают. В традициях «кинцуги» он соединил их с помощью лака, смешанного с порошком из 24-каратного золота.
Концепцию «ваби-саби» берет за основу и молодая испанская художница Карла Каскалес Алимбау. В этом году она стала финалисткой престижного конкурса ArtsFAD Awards 2018 и представила свои работы на выставке в Музее дизайна Барселоны. Ее коллекция Kintsukuroi (2018) — это серия скульптур из розового мрамора, все дефекты которых подчеркнуты в лучших традициях «кинцуги». Карла намеренно использует испорченный материал — мраморные пластины со сколами или даже разбитые на куски. Она говорит, что «ваби-саби» позволяет ей избавиться от страха перед течением времени, который так свойственен жителям западных стран. Трещины рассказывают историю предмета точно так же, как морщинки — историю человека, их нужно не прятать, а любить.
Используют идеи «кинцуги» и для более масштабных проектов. В 2017 году американская художница Рэйчел Сассман заполнила золотым клеем трещины тротуара в Сохо. Сейчас некоторые из ее работ в жанре «кинцуги» — фотографии тротуаров с золотой краской на месте трещин — находятся в постоянных коллекциях уважаемых Akron Art Museum (Акрон, Огайо) и Des Moines Art Center (Де-Мойн, Айова).
Другой актуальный источник вдохновения — оригами. Для дизайнера обращение к этому хрупкому искусству — ведь в основе лишь лист бумаги — метафорическая попытка уйти от установленных промышленным производством стандартов. Посмотрите на коллекцию мебели Oru арабского дизайнера Альджуд Лутах, которую она представила на Дубайской неделе дизайна. Стул, зеркало, столик и невысокий шкаф с полками вполне могли бы быть сложенными из бумаги, но сделаны из панелей тика. Два предмета серии Oru сегодня находятся в коллекции Национальной галереи Виктории в Мельбурне — Лутах стала первым дизайнером из Эмиратов, чья работа оказалась в международной галерее.
Оригами — искусство складывания фигурок из бумаги. За основу берется квадратный лист, который символизирует вселенную и огромные возможности для созидания.
Светильник In-Ei известного любому архитектору итальянского бренда Artemide (2012) — одного из лидеров на рынке светового оборудования — тоже кажется сложенным из бумаги, но выполнен из инновационного пластика. Автор проекта — японец Иссэй Миякэ, больше известный как дизайнер одежды. Название серии переводится с японского как «тень, затемнение»: основной темой становится игра света и тени.
Оригами — благодатная тема для творчества. В стиле оригами сегодня делают сумки (ищите их у техасцев Finell, чьи изделия продаются в крупных бутиках по всему миру), шифоновые платья (немецкий модельер Юле Вайбель, выпускница престижного Королевского колледжа искусств в Лондоне) и даже здания. Характерный пример последнего — розовый павильон-ананас художников британской Studio Morison в Херефордшире (2017), чьи инсталляции находятся в частных и публичных коллекциях в Великобритании, Канаде, США, Голландии, Дании.
Зачастую не давая своему обращению к японскому искусству истолкования, дизайнеры, тем не менее, негласно заявляют: не только прошлое дизайна базируется на ремеслах, но во многом и его будущее!
Текст: Ирина Костарева
Специально для KIMONO №12