Найти тему
Федор Разагатов

ДОКЛАД О проблемных вопросах в отрасли защиты прав потребителей и о способах их решения

ДОКЛАД был подготовлен для Координационного Совета при Губернаторе Самарской области по вопросам защиты прав потребителей

На настоящий момент СООО “Защита прав потребителей Самарской области” существует 10 лет. Наша основная задача и функция - защита каждого конкретного обратившегося к нам потребителя в досудебном и судебном порядках, включая полное представительство интересов граждан в судах всех инстанций.
Так как прием граждан ведется нами на протяжении уже 10 лет, мы из первых уст узнаем обо всех проблемах и потребностях граждан и ведем постоянный мониторинг проблемных вопросов в сфере применения Закона РФ “О защите прав потребителей на практике”.
На настоящий момент, несмотря на реально эффективный Закон РФ “О защите прав потребителей”, состояние в отрасли в Самарской области по состоянию на настоящий момент мы оцениваем как “оранжевый уровень опасности”.
Самая опасная проблема отрасли на настоящий момент носит комплексный характер, и связана с очень большим количеством не исполняемых решений судов. Когда мы проводим потребителя через все стадии доказывания правды, последующее неисполнение Решения суда является подписью государства в неспособности защитить своих граждан от недобропорядочных элементов. Это ведет к росту социальной напряженности и разочарованию общества в государственных институтах власти и управления.
Корень проблемы, на наш взгляд, не в работе Федеральной службы судебных приставов-исполнителей, а в реальном моральном устаревании Федерального Закона “Об исполнительном производстве” и отсутствии полномочий у приставов, достаточных для исполнения Решений судов. В частности, в законодательстве нет полномочий по лишению специальных прав (например, запрет на вождение транспортных средств) для должников в сфере предпринимательства и т.д.
Способ решения - комплексное внесение изменений в законодательство об исполнительном производстве, УК РФ и т.д. Также, возможно, следует законодательно предусмотреть государственную компенсацию гражданам по неисполненным Решениям судов как меры своей социальной ответственности.
Вторая проблема отрасли связана с первой и проистекает из нее. Заключается она в наличии возможности под одним брендом легко менять юридические лица. Потребитель привыкает к вывеске, к бренду, но часто бывает обманут тем, что при возникновении спорной ситуации под старой вывеской работают те же лица, но с новым юридическим лицом, не являющемся правопреемником старого. Юридические лица с долгами и обязательствами перед своими клиентами просто кидаются и создаются новые, как с “чистого листа”. Особо остро эта проблема в Самарской области стоит в торговле оконными конструкциями, дверьми и мебелью. Дабы уйти от уголовной ответственности, неблагонадежные элементы выполняют по паре первых заказов, а затем просто собирают деньги, обкрадывая население раз за разом и из года в год. Мы постоянно ведем черные списки таких “брендов”, но наших информационных ресурсов и законодательной базы недостаточно для информирования потенциальных жертв.
Способ решения - редактирование законодательства о торговых марках, брендах, об обществах с ограниченной ответственностью и т.д.
Третья проблема обусловлена использованием некоторыми неблагонадежными элементами так называемого “агрессивного маркетинга”. Чаще всего от такого “маркетинга” страдают пенсионеры, инвалиды, молодые семьи. По домам разносят то пылесосы за 100000 рублей, то фильтры для воды за ту же сумму, то некие уловители газа. Граждане как “зомби” подписывают кредиты и берут абсолютно не нужные для них вещи. Схема же построена так, что “навязываются” (агрессивно маркетуются) обычно вещи в силу Закона являющиеся исключениями из правил и не подлежащие обмену или возврату, если они надлежащего качества. Поэтому, когда потребитель приходит в себя и осознает, что с ним сделали, защитить его в суде невозможно.
Способ решения - внесение изменений в законодательство о защите прав потребителей, регулирующее разносную торговлю, в частности, предусмотрение “процедуры остуды” (возможности отказа от договора без объяснения причин в течение первых 14 дней без потери денег).
В сфере ЖКХ основную массу обращений делят между собой текущие крыши после капитальных ремонтов и приписывание несуществующих задолженностей ресурсоснабжающими организациями. Суды Самарской области по каким-то причинам крайне лояльны к Фонду капитального ремонта и практически никогда не взыскивают с него штрафов по п.6 ст.13 Закона РФ “О защите прав потребителей” за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителей, что порождает безответственность Фонда.
Способ решения: Разъяснение судам на уровне Пленума Верховного суда статуса Фондов капитального ремонта и их ответственности перед потребителями. А также ужесточение контроля над подрядчиками по капитальным ремонтам.
Способ решения вопросов по выставлению необоснованных задолженностей: Активизация работы Управления Роспотребнадзора по Самарской области по применению полномочий ст.14.7 КоАП РФ за обсчет потребителя.
Пятая проблема связана с самой системой защиты прав потребителей в Самарской области. Практика показывает реальную неспособность самозащиты населения в судах. Мы фиксируем множество обращений после проигрыша дела в суде и видим причину в неправильном обосновании потребителем своей правовой позиции. Следует понимать, что простой потребитель в большинстве случаев встречается в суде с подготовленными профессиональными юристами фирм-ответчиков. Поэтому профессиональная защита прав потребителей в судах должна являться приоритетной задачей. Однако в данной сфере не все гладко.
Роспотребнадзор априори физически не способен обеспечить представительство в суде для всех обращающихся граждан-потребителей в Самарской области.
Муниципальная система была полностью разрушена и находится в плачевном состоянии. Специалисты, имевшие опыт работы сокращены почти повсеместно. Например, наше письмо главе города Сызрани с просьбой сохранить отдел и специалистов было вообще проигнорировано. Нам даже не дали ответа.
Общественные организации, осуществляющие реальную защиту прав граждан в судах также не выдерживают и закрываются из-за отсутствия финансовых средств. Подробнее остановлюсь на проблемах общественных объединений.
Суды, как третья ветвь власти, почему-то в большой массе не осведомлена о Государственной политике в сфере защиты прав потребителей, принятой и утвержденной на настоящий момент, не читала данного документа и, вообще не знает о его существовании. До сих пор многие судьи, особенно новые, считают общественные организации по защите прав потребителей “клубами по интересам”, где собравшиеся в свободное от работы время граждане помогают другим гражданам. Такая позиция позволяет ряду (части) самарских судей думать, что профессиональная защита прав потребителей должна быть бесплатной и отказывают потребителям в возмещении представительских расходов. Это противоречит не только основополагающим принципам разумности и справедливости, но и Федеральному Закону “Об общественных объединениях”.
Часто забывается, что мы также платим налоги, делаем социальные отчисления в ПФР и Соцстрах, платим заработную плату, содержим приемную, с ее арендой, обслуживанием техники и связи.
За период с 2009 по 2019 год количество сдаваемых нами отчетов увеличилось с 3 до 23. У нас нет льгот по налогам и статус социально ориентированной общественной организации реально не дает ничего, кроме все новых форм отчетности, особенно в Росстат.
У нас нет в штате бухгалтеров, но мы обязаны сдавать бухгалтерские отчеты и балансы, выполняя несвойственные для себя функции, а также платить за электронные системы сдачи отчетности как любые коммерческие предприятия.
Законодатель предусмотрел всего три способа финансирования профессиональной общественной защиты:
Штрафы (п.6 ст.13). Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что данные штрафы должны носить компенсационный характер для обществ защиты прав потребителей по осуществлению представительства в суде. Однако суды Самарской области, пользуясь ст.333 ГК РФ снижают штрафы на настоящий момент до невообразимо мизерных пределов, нисколько не носящих компенсационного характера. Например, один из мировых судей оценил почти полугодовую работу юристов общества по представлению интересов потребителя в суде штрафом в 2000 рублей. Таких оплат не существует ни у адвокатов, ни у юристов частной практики. Далее штраф облагается налогом. А часть штрафов в силу описанной проблемы №1 никогда не будут взысканы. На оставшуюся сумму, реально поступившую на счет, существование общества невозможно.
Доходы от предпринимательской деятельности. Законы об общественных объединениях и некоммерческих организациях позволяют заниматься только той предпринимательской деятельностью, которая соответствует целям общественной организации. То есть мы вправе брать деньги с потребителей за представительство их интересов в суде, но не вправе торговать овощами, например. В связи с наличием штрафов, мы в состоянии держать цены в 3-4 раза ниже, чем у юристов частной практики или адвокатов, что делает нашу функцию социально значимой. Однако, единой судебной практики так нет: ряд судей продолжают отказывать потребителям в возмещении таких затрат, в то время, как другие - взыскивают, снижая уровень до разумных и справедливых по мнению судьи пределов. Такая практика некоторых судей ставит нас на грань выживания.
Государственное финансирование через гранты и прочие способы. За 10 лет работы мы не взяли у государства ни единого рубля и считаем, что способны находиться на самофинансировании при устранении проблем взыскания штрафов и компенсации представительских расходов.
Способы решения:
Наладить взаимодействие с третьей ветвью власти - судейским сообществом. Возможно, пригласить кого-то в данный совет для участия или наблюдения.
Осуществить информирование судейского сообщества Самарской области о Государственной политике в сфере защиты прав потребителей.
Просить Министерство Юстиции по Самарской области направить в Самарский областной суд разъяснения норм Законов “Об общественных объединениях” и “О некоммерческих организациях” о праве осуществления ими предпринимательской деятельности для достижения уставных целей.