Найти в Дзене
Немного истории

Опытные тяжелые танки СМК, КВ и Т-100. Их испытывали в боях Советско-Финской войны...

Состоявший на вооружении РККА тяжелый пятибашенный танк прорыва Т-35 к концу 1930 - х годов морально устарел, а слабое бронирование делало его применение практически бесполезным. В начале 1938 года была начата разработка тяжелого танка СМК (Сергей Миронович Киров) в конструкторском бюро ленинградского Кировского завода, а в конструкторском бюро ленинградского завода Опытного машиностроения начали работать над созданием тяжелого танка Т-100. Летом 1939 года опытные образцы двухбашенных тяжелых танков СМК и Т-100, а также экспериментальный уменьшенный вариант СМК  с одной башней и дизельным двигателем, получивший обозначение КВ (Клим Ворошилов), были переданы на полигонные испытания, но после начала Советско - Финской войны было принято решение провести испытания опытных танков во фронтовых условиях. Тяжелый танк СМК (Сергей Миронович Киров) Создание тяжелого танка СМК ( Сергей Миронович Киров) началось в 1938 году на Кировском заводе Главным конструктором

Состоявший на вооружении РККА тяжелый пятибашенный танк прорыва Т-35 к концу 1930 - х годов морально устарел, а слабое бронирование делало его применение практически бесполезным. В начале 1938 года была начата разработка тяжелого танка СМК (Сергей Миронович Киров) в конструкторском бюро ленинградского Кировского завода, а в конструкторском бюро ленинградского завода Опытного машиностроения начали работать над созданием тяжелого танка Т-100. Летом 1939 года опытные образцы двухбашенных тяжелых танков СМК и Т-100, а также экспериментальный уменьшенный вариант СМК  с одной башней и дизельным двигателем, получивший обозначение КВ (Клим Ворошилов), были переданы на полигонные испытания, но после начала Советско - Финской войны было принято решение провести испытания опытных танков во фронтовых условиях.

Тяжелый танк СМК (Сергей Миронович Киров)

Создание тяжелого танка СМК ( Сергей Миронович Киров) началось в 1938 году на Кировском заводе Главным конструктором Жозефом Яковлевичем Котиным. Вес танка составлял 55 тонн. Было решено поставить на него 12-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 850 л.с., который должен был обеспечивать максимальную скорость по шоссе 35 км/час и запас хода 220 км. По компоновке первый вариант СМК имел три башни. 9 декабря 1938 года небольшой макет танка СМК демонстрировался в Кремле. Во время просмотра Сталин решил, что задняя третья башня излишняя, и предложил убрать ее, а сэкономленный вес использовать на усиление броневой защиты. Танк СМК в двухбашенном варианте получил корпус более простой формы, а на главную башню установили пулемет в задней части. Предусматривалась и установка зенитного пулемета ДК.

Опытный тяжелый танк СМК.
Опытный тяжелый танк СМК.

Тяжелый танк СМК имел следующие характеристики - длина корпуса 8,75 метра, ширина 3,40 метра, высота 3,25 метра, клиренс 500 мм. На танке СМК в качестве подвески использовались торсионные валы. Танк СМК превосходил танк Т-35 в скорости, по запасу хода, проходимости, мог преодолевать подъем в 40 градусов. Корпус и башни делались из катаной брони, максимальная толщина которой спереди и по бортам составляла 60 мм. Крыша корпуса танка была толщиной 20 мм, а дно для защиты от мин сделали толщиной 30 мм. 20 сентября 1939 года опытный танк СМК в числе других опытных танков участвовал в правительственном показе танков на полигоне в Кубинке. Затем проходили испытания. Танк СМК испытания выдержал, но было замечено, что водителям трудно вести тяжелые машины, а командирам сложно управлять огнем двух орудий и пулеметов в двух башнях. К концу ноября 1939 года пробег опытного танка СМК на испытаниях составил 1700 км.

Тяжелый танк Т-100

Тяжелый танк Т-100 был разработан по двухбашенной схеме. Моторное и трансмиссионное отделения находились в корме корпуса, а боевое отделение и отделение управления распространялись на лобовую, среднюю части корпуса и две башни. Экипаж танка Т-100 состоял из восьми человек, и использовал для посадки и покидания танка четыре основных люка - в командирской башенке для командира и башенного стрелка, в крыше основной башни для заряжающего и моториста, в крыше второй башни для башенного стрелка и заряжающего второго орудия и в крыше корпуса для механика-водителя и моториста.

Опытный тяжелый танк Т-100.
Опытный тяжелый танк Т-100.

Тяжелый танк Т-100 имел следующие характеристики - длина корпуса 8,495 метра, ширина 3,40 метра, высота 3,43 метра, клиренс 525 мм. Боевой вес танка 58 тонн. Броневая защита Т-100 защищала танк от поражения противотанковыми снарядами калибра до 50 миллиметров на дистанции свыше 500 метров и крупных осколков. Бронекорпус танка Т-100 имел коробчатую форму с конусным возвышением кольца в средней части, и собирался из катаных броневых плит, которые соединялись сваркой, клепкой и болтовыми соединениями. Броневые плиты бортов, кормы и лобовой части корпуса имели толщину в 60 миллиметров при незначительных углах наклона профиля к горизонтали. Днище и крыша корпуса собирались из плоских броневых листов толщиной от 20 до 30 мм.  Все бронелисты имели рациональные углы наклона к вертикали, что увеличивало бронестойкость конструкции. Вооружение танка Т-100 состояло из пушки калибра 76,2 мм в верхней башне и пушки калибра 45 мм в нижней башне, а также трех пулеметов ДТ калибра 7,62 мм. Танк Т-100 был оснащен двенадцатицилиндровым карбюраторным двигателем ГАМ-34 жидкостного охлаждения мощностью 850 л.с. Максимальная скорость по шоссе составляла 35 км/ час. Подвеска танка Т-100 индивидуальная на листовых рессорах без использования амортизаторов. В состав ходовой части танка входили по каждому борту восемь двускатных опорных катков, покрытых резиновыми шинами, пять двухскатных поддерживающих гусеницы катков, которые так же обрезинивались, ведущее колесо с зубчатым венцом заднего расположения и направляющее колесо переднего расположения.

Тяжелый танк КВ (Клим Ворошилов)

Тяжелый танк КВ (Клим Ворошилов) разработали как уменьшенный вариант тяжелого танка СМК  с одной башней. За счет этого сократилась длина машины, что положительно сказалось на динамических характеристиках. Танк получил дизельный двигатель. Первоначальный проект танка КВ предусматривал кроме основной пушки калибра 76,2 мм еще спаренную 45 мм пушку. Но на прототипе, направленном на испытания на Карельский перешеек, спаренную 45 мм пушку сняли и установили вместо нее пулемет ДТ.

Опытный образец тяжелого танка КВ с двумя пушками - калибра 76,2 мм и спаренной с ней калибра 45 мм. Позднее пушку калибра 45 мм заменили на пулемет ДТ.
Опытный образец тяжелого танка КВ с двумя пушками - калибра 76,2 мм и спаренной с ней калибра 45 мм. Позднее пушку калибра 45 мм заменили на пулемет ДТ.

Опытный тяжелый танк КВ весил 43,5 тонны и был вооружен 76,2 мм пушкой и пулеметом ДТ. Толщина брони составляла от 75 до 95 мм. Опытный танк КВ имел следующие характеристики - длина корпуса 6,675 метра, ширина 3,32 метра, высота 2,71 метра, клиренс 450 мм. Танк КВ оснащался дизельным двигателем В-2К максимальной мощностью 500 л. с. при 1800 об/мин. Максимальная скорость 34 км/час по шоссе, запас хода по шоссе 225 км. Механическая трансмиссия состояла из главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач, двух бортовых фрикционов, двух бортовых планетарных редукторов и ленточных плавающих тормозов. Подвеска танка индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией шести опорных катков по каждому борту. Ведущие колеса располагались сзади, а ленивцы  спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми катками по каждому борту.

30 ноября 1939 года началась Советско - Финская война. Военное руководство не упустило случая испытать новые тяжелые танки в бою. Опытные тяжелые танки СМК, Т-100 и КВ отправились на фронт в составе 20-й танковой бригады, оснащенной средними танками Т-28. В первой атаке танк СМК двигался в голове колонны опытных машин. Танк, расталкивая завалы, шел вперед. Финны стреляли по нему из противотанковых орудий, внутри машины стоял грохот от ударов по броне, но ни единой пробоины экипаж не обнаружил. Из башенных орудий танкисты вели огонь по амбразурам финских дотов до тех пор, пока не получили команду вернуться на исходную позицию. На другой день атаку повторили дважды. И оба раза опытные машины без серьезных повреждений возвращались на исходные позиции. Но поступил приказ поддержать наши части, прорвавшиеся в район Сумы. Все опытные машины построились в колонну, танк СМК впереди, и двинулись вперед. В пути одно из попаданий заклинило главную башню. Танк к тому времени уже вышел на дорогу. У развилки дорог водитель заметил груду ящиков и, видимо, наехал на них. Раздался сильный взрыв, СМК остановился. Взрывом повредило ленивец и гусеницу, сорвало болты крепления трансмиссии и прогнуло днище танка. Экипаж поврежденного танка СМК не покинул машину. Два других опытных тяжелых танка - КВ и Т-100, прикрыли СМК своей броней. Образовалась треугольная крепость из трех машин. Танкисты не только отстреливались, но и пытались поставить СМК на ход, но это не удавалось. Многочисленные попытки Т-100 взять на буксир поврежденный СМК не удались - из-за гололедицы гусеницы танка Т-100 пробуксовывали и сдвинуть с места танк СМК не удалось. В течение пяти часов танки вели бой в глубине финских позиций. Расстреляв весь боезапас, экипаж СМК перебрался на Т-100, и в сопровождении танка КВ вернулись в расположение. Опытный танк СМК до конца войны оставался на месте подрыва. Впоследствии его удалось сдвинуть с места лишь с помощью шести танков Т-28. Его отбуксировали и в разобранном виде отправили на Кировский завод. Танк КВ также принимал участие в боях при прорыве линии Маннергейма. Танк КВ успешно прошел боевые испытания - его не могли поразить противотанковые пушки противника. Выявился только один недостаток - 76 мм пушка оказалась недостаточно сильной для поражения ДОТов противника.

В результате опытный тяжелый танк КВ показал явное преимущество перед опытными тяжелыми танками Т-100 и СМК, был принят на вооружение и запущен в серию под обозначением КВ-1.