Будучи большой поклонницей таланта канадской писательницы Маргарет Этвуд, не могла пройти мимо многосерийного телефильма, в основу которого лег один из самых известных его романов. Правда, посмотрела далеко не сразу – дождалась двух полных сезонов. А там и третий подоспел в скором времени. Впечатления от каждой из частей очень разноплановые, поэтому разнесу их в разные посты. Итак, погнали!
Сразу отмечу для тех, кто совсем вне контекста – вещь тяжеленькая, ни разу не развлекательная и в то же время затягивающая. Сериал – не чистая кропотливая экранизация, сценарий сильно распушает исходный материал. Тем не менее общий дух сохранился, да и антураж довольно точно визуализирован, у меня не возникло диссонанса, хотя время действия перенесено из 80-х в условные наши дни.
Сначала немного о книге. Этвуд пишет безжалостно и остро, как по щекам лупит правдой. Мне не всегда такое по вкусу, но РС я прочитала взахлеб и все другие произведения, до которых смогла дотянуться (Орикс и Коростель с продолжением захотелось перечитать, кстати). И вроде речь об альтернативной реальности, а все равно не по себе. Как начала смотреть фильм, это ощущение еще больше усилилось. Раньше (читала лет 5 назад) было непонятно, как современная страна могла бы дойти до столь странного уклада, а сейчас уже более понятно.
Ну да ладно, вернемся к действию на экране. Поскольку в центре внимания недавнее настоящее, присутствует и его узнаваемая атрибутика – смартфоны, сериал Друзья, глянцевые журналы, словом, все те мелочи, не необходимые, но делающие жизнь приятной. А новое настоящее такие штуки отсекло одним махом, погрузив население страны (бывшие Штаты) в теократический кошмар под названием Республика Галаад (или Гилеад), где все устроено по библейским правилам в прямейшем и от того вполне себе извращенном толковании.
Хуже всех женщинам, «виновницам» всех мировых бед. И хотя до границы рукой подать, эту самую руку надо еще сохранить, так как за чтение книг с журналами и миллион других преступлений можно лишиться конечности или глаза. А также языка, пальца и прочих частей тела, без которых можно жить и рожать детей.
Именно деторождение стало главной проблемой ультрарадикального общества. И решается этот немаленький вопрос весьма любопытным образом - фертильные «грешницы» распределяются в семьи командующих для последующего рождения ребенка. Фактически они являются суррогатными матерями, но с любопытными нюансами вроде участия бесплодных Жен в том самом процессе.
Сам сериал снят просто превосходно. Очень красивые дома в районах проживания элит, массовые сцены (довольно чудовищные иногда), много солнца, что меня особенно подкупает. Натурализм всякий присутствует, в умеренном количестве (ампутацию, например, показали).
Тем не менее от книги, в которой одни буквы и никаких невеселых картинок, осталось более жуткое, как бы сказать – послевкусие что ли. Кстати, очень четко просматривается различие чисто сценарных эпизодов и тех, где практически цитируется роман. Все-таки исходное произведение куда выше уровнем, оно в другом жанре, ближе к притче, а тут чисто художественное экранное переложение.
Финальная серия сезона очень мощна, так как не отходит от книжного финала. Если на этом поставить логичную точку, получилось бы прекрасное законченное произведение, но – современное кинопроизводство не может просто взять и прекратить съемки картины с высоким рейтингом. Надо выжать из зрителя весь его интерес, уже не думая о качестве материала. К чему это привело в данном случае? А вот к чему.