Найти тему

До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1900-1930. Часть III.

Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев» открылась в восхитительном солнечном Баку, готовящемуся к очередному этапу F1, без лишней шумихи. В общем-то, у выставки даже нет каталога, и на нее даже не надо покупать отдельных билетов. Просто небольшая закрытая площадка на третьем этаже футуристического Центра Гейдара Алиева (по проекту Захи Хадид), выкрашенная снаружи в черное на белом фоне: Upon Request. Но эта камерная выставка стоит многих больших и раскрученных проектов.
Это третья выставка из серии, организованная Еврейским музеем и центром толерантности, две первые части которой прошли в Москве. Экспозиция объединяет экспонаты из выставок «До востребования. Часть I» (2016) и «До востребования. Часть II» (2017).

Центр Гейдара Алиева, Баку
Центр Гейдара Алиева, Баку
Центр Гейдара Алиева, БакуЦентр Гейдара Алиева, Баку
Центр Гейдара Алиева, БакуЦентр Гейдара Алиева, Баку
Центр Гейдара Алиева, Баку
Центр Гейдара Алиева, Баку

Тематика очень интересная. На ней остановимся подробнее.

В 1918 году был задуман план создания в России музеев современного живописного искусства. Музеев, в которых бы выставлялись современнейшие и новейшие работы того времени, которые, естественно, кроме собственно искусства, несли бы в массы идеологию молодого Советского государства. У истоков этой идеи стояли Казимир Малевич, Владимир Татлин, Роберт Фальк, Павел Филонов и другие художники, а со стороны государства – Анатолий Луначарский. Так появилась Музейное бюро Отдела ИЗО Наркомпроса.

До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1900-1930. Часть III.
До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1900-1930. Часть III.

Была создана закупочная комиссия, куда вошли Роберт Фальк, Василий Кандинский, Александр Родченко. Василий Кандинский стал председателем. На первом же заседании комиссии было решено создать музей живописной культуры сначала в Москве, потом в Петрограде, затем и в других городах по всей России. Было учреждено 22 музея в разных уголках страны.

В закупочную комиссию входил и Владимир Татлин, который написал об этом так: «Ко мне приехал на автомобиле Луначарский – и вот теперь я здесь в отделе ИЗО. Несите картины. Все купим. У меня теперь денег, как у проститутки, и тоже в чулке ношу». И роль Татлина была здесь огромна. Именно он, несмотря все разногласия, на непримиримую вражду, купил у Казимира Малевича «Черный» и «Красный» квадраты и множество других работ. Собственно покупка картин была и подспорьем для самих художников. Покупали картины по твердым расценкам - примерно по 4 тысячи рублей. Всего с 1918 по 1920 год было закуплено около двух тысяч картин на сумму почти 27 миллионов рублей.

После закупки картины распределялись по провинциальным музеям. Их увозили в Витебск, Самару, Астрахань, Елец и другие российские города.
В начале 1922 года, в связи с тяжелым положением в стране (голод, разруха), Музейное бюро было закрыто.

Однако именно благодаря деятельности Музейного бюро картины авангардистов, во-первых, дошли до самых удаленных уголков Советского государства, а во-вторых, вследствие этого, частично уцелели во время борьбы с «формализмом», но и одновременно оказались «похоронены» в запасниках музеев.

Задача в рамках выставки как раз и заключается в том, чтобы собрать в одном месте наиболее интересные и значимые работы русского авангарда, разбросанные по стране, как известных художников, так малоизвестных и тех, от которых осталась только одна картина. В текущую экспозицию вошли работы из музеев 17 российских городов.

Апрель, 2019.

1. Александр Веснин (1883 — 1959). Плоскостной этюд. 1917. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.
1. Александр Веснин (1883 — 1959). Плоскостной этюд. 1917. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.
2. Вера Пестель (1887 — 1952). Композиция. 1915. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр.
2. Вера Пестель (1887 — 1952). Композиция. 1915. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр.
3. Любовь Попова (1889 — 1924). Живописная архитектоника. 1917. Холст, масло. Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова.
3. Любовь Попова (1889 — 1924). Живописная архитектоника. 1917. Холст, масло. Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова.
4. Сергей Сенькин (1894 — 1963). Абстрактная композиция. 1920. Картон, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
4. Сергей Сенькин (1894 — 1963). Абстрактная композиция. 1920. Картон, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
5. Варвара Степанова (1894 — 1958). Всадник. 1920. Картон, темпера. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
5. Варвара Степанова (1894 — 1958). Всадник. 1920. Картон, темпера. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
6. Соломон Никритин (1898 — 1965). Пролет 17. Станок 52. 1930. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
6. Соломон Никритин (1898 — 1965). Пролет 17. Станок 52. 1930. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
7. Лев Жегин (1892 — 1969). Толпа. 1910-е. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
7. Лев Жегин (1892 — 1969). Толпа. 1910-е. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
8. Ефрем Давыдович (1899 — 1941). Автопортрет с трубкой. 1929 – 1930. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина.
8. Ефрем Давыдович (1899 — 1941). Автопортрет с трубкой. 1929 – 1930. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина.
9. Александр Шевченко (1883 — 1948). Город. Без даты. Холст, масло. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
9. Александр Шевченко (1883 — 1948). Город. Без даты. Холст, масло. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
10. Ольга Розанова (1886 — 1918). Абстрактная композиция. 1912. Холст, масло. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
10. Ольга Розанова (1886 — 1918). Абстрактная композиция. 1912. Холст, масло. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
11. Казимир Малевич (1879 — 1935). Супрематизм. Прямоугольник и круг. 1915. Холст, масло. Фонд Sepherot Foundation.
11. Казимир Малевич (1879 — 1935). Супрематизм. Прямоугольник и круг. 1915. Холст, масло. Фонд Sepherot Foundation.
12. Александр Родченко (1891 — 1956). Черное на черном № 82. 1918. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых.
12. Александр Родченко (1891 — 1956). Черное на черном № 82. 1918. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых.
13. Ольга Дайнеко (1897 — 1970). Супрематическая композиция. 1921. Холст, масло. Тульский областной художественный музей.
13. Ольга Дайнеко (1897 — 1970). Супрематическая композиция. 1921. Холст, масло. Тульский областной художественный музей.
14. Самуил Адливанкин (1897 — 1966). Портрет Б. А. 1918. Холст на фанере, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
14. Самуил Адливанкин (1897 — 1966). Портрет Б. А. 1918. Холст на фанере, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
15. Давид Загоскин (1900 — 1942). Конструкция с граммофонными пластинками. 1921 — 1922. Холст на фанере, пластмасса, металл, масло.
15. Давид Загоскин (1900 — 1942). Конструкция с граммофонными пластинками. 1921 — 1922. Холст на фанере, пластмасса, металл, масло.
16. Александра Экстер (1882 — 1949). Городской пейзаж. Композиция. Около 1916. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр.
16. Александра Экстер (1882 — 1949). Городской пейзаж. Композиция. Около 1916. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр.
17. Илья Чашник (1902 — 1929). Супрематический этюд. 1920. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых.
17. Илья Чашник (1902 — 1929). Супрематический этюд. 1920. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых.
18. Надежда Удальцова (1886 — 1961). Новь. Середина 1910-х. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых.
18. Надежда Удальцова (1886 — 1961). Новь. Середина 1910-х. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых.
19. Валентин Юстицкий (1892 — 1951). Станковая живописная конструкция. 1921. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
19. Валентин Юстицкий (1892 — 1951). Станковая живописная конструкция. 1921. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.