Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев» открылась в восхитительном солнечном Баку, готовящемуся к очередному этапу F1, без лишней шумихи. В общем-то, у выставки даже нет каталога, и на нее даже не надо покупать отдельных билетов. Просто небольшая закрытая площадка на третьем этаже футуристического Центра Гейдара Алиева (по проекту Захи Хадид), выкрашенная снаружи в черное на белом фоне: Upon Request. Но эта камерная выставка стоит многих больших и раскрученных проектов.
Это третья выставка из серии, организованная Еврейским музеем и центром толерантности, две первые части которой прошли в Москве. Экспозиция объединяет экспонаты из выставок «До востребования. Часть I» (2016) и «До востребования. Часть II» (2017).
Тематика очень интересная. На ней остановимся подробнее.
В 1918 году был задуман план создания в России музеев современного живописного искусства. Музеев, в которых бы выставлялись современнейшие и новейшие работы того времени, которые, естественно, кроме собственно искусства, несли бы в массы идеологию молодого Советского государства. У истоков этой идеи стояли Казимир Малевич, Владимир Татлин, Роберт Фальк, Павел Филонов и другие художники, а со стороны государства – Анатолий Луначарский. Так появилась Музейное бюро Отдела ИЗО Наркомпроса.
Была создана закупочная комиссия, куда вошли Роберт Фальк, Василий Кандинский, Александр Родченко. Василий Кандинский стал председателем. На первом же заседании комиссии было решено создать музей живописной культуры сначала в Москве, потом в Петрограде, затем и в других городах по всей России. Было учреждено 22 музея в разных уголках страны.
В закупочную комиссию входил и Владимир Татлин, который написал об этом так: «Ко мне приехал на автомобиле Луначарский – и вот теперь я здесь в отделе ИЗО. Несите картины. Все купим. У меня теперь денег, как у проститутки, и тоже в чулке ношу». И роль Татлина была здесь огромна. Именно он, несмотря все разногласия, на непримиримую вражду, купил у Казимира Малевича «Черный» и «Красный» квадраты и множество других работ. Собственно покупка картин была и подспорьем для самих художников. Покупали картины по твердым расценкам - примерно по 4 тысячи рублей. Всего с 1918 по 1920 год было закуплено около двух тысяч картин на сумму почти 27 миллионов рублей.
После закупки картины распределялись по провинциальным музеям. Их увозили в Витебск, Самару, Астрахань, Елец и другие российские города.
В начале 1922 года, в связи с тяжелым положением в стране (голод, разруха), Музейное бюро было закрыто.
Однако именно благодаря деятельности Музейного бюро картины авангардистов, во-первых, дошли до самых удаленных уголков Советского государства, а во-вторых, вследствие этого, частично уцелели во время борьбы с «формализмом», но и одновременно оказались «похоронены» в запасниках музеев.
Задача в рамках выставки как раз и заключается в том, чтобы собрать в одном месте наиболее интересные и значимые работы русского авангарда, разбросанные по стране, как известных художников, так малоизвестных и тех, от которых осталась только одна картина. В текущую экспозицию вошли работы из музеев 17 российских городов.
Апрель, 2019.