После публикации статьи «Денег нет, но вы держитесь: почему выпускники педвузов не идут в школы» читатели в социальных сетях высказывали разные соображения: некоторые утверждали, что уважение определяется в первую очередь величиной дохода, а другие, вспоминая советский период, напоминали: учитель был уважаемым человеком, несмотря на невысокую зарплату. Все ли измеряется деньгами и можно ли вернуть уважение – давайте размышлять.
Учитель в «Доживем до понедельника»
Источник фото
Один из моих любимых художественных фильмов о школе – кинолента 1968 года «Доживем до понедельника». Раньше я полагал, что сценарист Георгий Полонский и режиссер Станислав Ростоцкий, сняв фильм о трех днях из жизни девятиклассников и их любимого учителя Ильи Семеновича Мельникова, просто поделились со зрителями собственными представлениями о том, каким может быть педагог: умным и обаятельным, принципиальным и требовательным, неравнодушным и ранимым, справедливым и сомневающимся. Позже я понял, что авторам удалось нечто большее.
Английский писатель, поэт и философ Оскар Уайльд, мастер афоризмов и парадоксов, считал, что «художники воплощают в своих произведениях не современное им общество, а то, которое живет после них». Это означает, что произведения искусства оказывают влияние на действительную жизнь общества. И с этим сложно спорить! Литературные и кинематографические герои часто становятся объектами для подражания, а цитаты из любимых произведений прочно входят в повседневную жизнь.
Именно это случилось с фильмом «Доживем до понедельника» и его героями. Достаточно назвать краткую, но емкую формулу счастья, сформулированную Геной Шестопалом: «Счастье – это когда тебя понимают», и вспомнить лица школьников после слов Ильи Семеновича: «А теперь мы должны проститься…»
Знаю людей, для которых образ учителя истории Мельникова в блистательном исполнении Вячеслава Тихонова предопределил выбор профессии педагога.
Герои наших дней
Источник фото
Разумеется, говоря о произведениях, в которых ярко раскрывается образ учителя, можно вспомнить не только кинофильм «Доживем до понедельника», но и замечательный рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», и роман Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», и еще много других художественных произведений. Портал ActivityEdu не раз публиковал материалы с подборками фильмов и книг о педагогах, которые вдохновляют.
При подготовке статьи я поинтересовался у молодых коллег, выходили ли в последние годы фильмы или сериалы, в которых создан яркий образ учителя. Такие, увы и ах, в голову не пришли. Вспомнили сериал Валерии Гай Германики «Школа», в котором педагоги показаны так, что директор московской школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский назвал сериал «чернухой про учителей». Завоевавший несколько кинематографических премий фильм «Географ глобус пропил», снятый по одноименному роману Алексея Иванова, – отличное кино, но возьмется ли кто-нибудь утверждать, что в книге и киноленте создан светлый образ учителя, который будет способствовать росту конкурса в педагогические вузы?
Материальное – первично
В наш прагматичный век самым значимым все же является материальный фактор: можно, конечно, огорчаться, что в современном обществе размер зарплаты является непременным условием престижа профессии, но нельзя этот факт игнорировать. К счастью, размер дохода пока не стал синонимом уважения, и необходимое условие не превратилось в достаточное. Скажем, к олигархам большого уважения в обществе не наблюдается, хотя с материальным достатком у этой категории граждан все в полном порядке.
Растиражированный соцсетями и СМИ совет Дмитрия Медведева, предложившего учителям идти за нормальной зарплатой в бизнес, превратился в популярный, но горький мем, обсуждался всей страной, в том числе непосредственными участниками образовательных отношений – родителями, детьми и педагогами, и позволил обществу понять, что ожидать изменений материального положения педагогических работников в ближайшее время не стоит.
Наивно полагать, что публично сформулированное мнение одного из руководителей страны, равно как и уклончивые ответы министра просвещения Ольги Васильевой о перспективах роста зарплат, не отразятся на уважении родителей и детей к низкооплачиваемой профессии педагога.
Как было в СССР
Многие наши читатели вспоминают, что в Советском Союзе к учителю относились с уважением, хотя едва ли можно утверждать, что в школах были высокие зарплаты. Могу подтвердить: на рабочей окраине Калуги в 70-х годах прошлого века учителей уважали. Любили не всех, но учителя в те далекие годы были в почете как среди родителей, так и среди школьников.
Впрочем, некоторые читатели утверждают, что и материальное положение учителей в период развитого социализма было достойным, если сравнивать, например, с материальным положением технической интеллигенции. Возможно, есть смысл подумать о сопоставлении зарплат учителей советского периода с нынешними доходами с учетом индекса изменения потребительских цен, но даже без анализа ясно, что многое выглядело иначе. К примеру, не было колоссального разрыва между регионами.
Сфера обслуживания
Не лучшим образом на престиже профессии педагога отразилось стремительно ворвавшееся в нашу жизнь понятие «образовательные услуги», фигурирующее в Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ». В этой статье я не предполагаю обсуждать корректность применения слова «услуга» к многостороннему процессу образования. Замечу лишь, что переход от понимания образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения к образованию как потребительской услуге заметно понизил в обществе уважение к учителю. Ученики и их родители превратились в потребителей образовательных услуг. Многие «яжематери» и «онижедетки» стали смотреть на учителя примерно так же, как на продавца, причем не дорогого бутика, а дешевого вещевого рынка.
Государство, активно используя слова и словосочетания «эффективность», «платные услуги», «рейтинг», способствует закреплению в общественном сознании школы как места получения образовательных услуг и формирует потребительское отношение к ней со стороны учеников и их родителей.
Не только зарплата
Думаю, все прекрасно понимают, что увеличение зарплаты и появление нескольких книг и фильмов, главными героями которых будут талантливые и благородные педагоги, не обеспечат автоматически рост уважения к учителю.
В школьном образовании, на мой взгляд, существует замкнутый круг. Это выражается в нежелании сильных выпускников школ выбирать педагогические университеты, а также нежелании выпускников педвузов работать в школах, что приводит к дефициту в образовательных организациях ярких и талантливых учителей, способных стать примером и заразить учеников желанием стать педагогом.
Реальная задача или утопия?
Подводя итог размышлениям, отвечу на вопрос: «Возможно ли вернуть уважение к учителю?» На мой взгляд, возможно. Причем я точно знаю, с чего следует начинать: с обеспечения достойного материального вознаграждения при разумной учебной нагрузке. У педагогов, работающих за весьма скромное вознаграждение на две ставки и не имеющих в связи с этим ни желания, ни времени оттачивать мастерство, мало шансов повысить престиж профессии.
И наоборот: умелый, грамотный, имеющий материальный и временной ресурс для интеллектуального и духовного развития педагог вполне может стать если не кумиром молодежи, то уважаемым человеком, а художественные произведения – кинофильмы, телесериалы, книги – вполне могут этому способствовать.
Не нужно быть пророком, чтобы утверждать: нельзя вернуть уважение быстро – процесс восстановления утраченного в обществе уважительного отношения к учителю может растянуться на десятилетия.
Сложнее всего, по моему мнению, изменить сложившиеся взаимоотношения в паре «учитель – ученик», которые выглядят следующим образом: единственное право педагога – учить, а положение ученика при этом, слегка утрируя, можно охарактеризовать словом «вседозволенность».
Редакция ActivityEdu рассчитывает на интеллектуальный потенциал педагогического сообщества: давайте вместе сформулируем, что можно предпринять для изменения ситуации.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.