Любители политических споров в интернете сейчас поделились на два лагеря: те, кто ностальгирует по СССР и с теплотой грезит о тамошнем пломбире и те, кто не хочет вспоминать эти по-своему непростые годы. Впрочем, настоящая статья призвана не разрешить вечный конфликт, а напомнить о том, что одним из неоспоримых плюсов распавшегося союза была тщательно прививаемая пролетариату вера в лучшее, в идеальный коммунистический мир. Писатели тех времен не чурались размышлять о грядущем в поистине космических и высокотехнологичных масштабах, но, увы, многим оно представлялось безмятежной утопией.
И. Ефремов, «Туманность Андромеды», 1957 г.
Культовый советский роман в жанре научной фантастики, описывающий идеальный утопический СССР будущего. Планета в книгах писателя претерпевает значительные изменения: перемена климата после таяния льдов, увеличение средней продолжительности жизни до 170 лет, улучшается качество жизни и образования, а людьми теперь движут не страсти, а Советы и «исследовательский инстинкт». Вместе это общество осваивает космос и модернизирует планету. Даже если книга может и показаться несколько наивной для определенного числа людей, ее описание идеального мира способно зачаровать. По сути, это описание общества, где люди пришли к тотальному взаимоуважению и сплоченности, помогающей двигать прогресс семимильными шагами. Почему бы не помечтать об этом?
Г. Мартынов, «Гость из бездны» (или «Встреча через века»), 1962 г.
В эпиграфе книги стоят слова Горького: «Смерть есть факт, подлежащий изучению». Сюжет строится на госте из Советского союза – дипломате и участнике ВОВ, чей гроб из толстого свинца находят спустя 18 веков и возвращают мужчину к жизни. Персонаж воочию наблюдает за будущим, построенным благодаря коммунизму: человечество сплотилось, а мировой речью стал модернизированный русский язык. В мире грядущих дней можно найти даже огромную статую Ленина, а также имена правителей на космических кораблях. Деньги в будущем практически исчезли за ненадобностью: любая работа поощряется поддержкой общества и любой человек может заниматься тем, к чему его тянет душа. В сравнении с «Туманностью Андромеды», наполненной оптимизма, эта книга является описанием настоящего рая на Земле, к которому стремилось социалистическое общество СССР.
Е. Замятин, «Мы», 1924 г.
Резко выделяющееся произведение из подборки, написанное, к тому же, раньше всех – всего лишь через 6 лет после гибели царской семьи. Пером Замятина было описано, очевидно, утрированное, но от этого не менее страшное, будущее советского народа. Все люди в стране, по сюжету, отделены от внешнего мира «Зеленой Стеной». Они имеют порядковые номера вместо имен и не имеют права на личную жизнь и свободомыслие. Их правитель Благодетель никогда не покинет трон, а искусство навечно заковано в кандалы пропаганды. Неудивительно, что у тогдашних цензоров возникло множество вопросов к «Мы»: роман не был опубликован как злая карикатура на советское общество, да и, к тому же, по мнению властей, обладала нелестными для страны отсылками к Гражданской войне. В полном издании в СССР книгу стало возможно приобрести только в 1952 году. Что, впрочем, не помешало ей стать самой популярной советской антиутопией.