Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

О чем молчит маленькое красное платье? Настройте ваши уши

Кадр из фильма «Маленькое красное платье»
Кадр из фильма «Маленькое красное платье»

Викторианские призраки, экспериментальная импровизация и Богдан Титомир: музыкальная рецензия на фильм «Маленькое красное платье» английского режиссера Питера Стрикленда

Кадр из фильма «Маленькое красное платье»
Кадр из фильма «Маленькое красное платье»

Содержание:

  • Женщины в красных платьях в песнях, кино и на телевидении
  • Какую музыку пишет режиссер Питер Стрикленд?
  • Друзья-меломаны на сцене и в кадре
  • «Румынский след» (без ужасов никак не обойтись)
  • Опять эти странные женщины в красном и под музыку
  • Автономная сенсорная меридиональная реакция: как в любимых джалло
  • Путешествия предметов гардероба и не только в фильмах разных лет
  • Еще немного игр в ассоциации
  • Фильм-полиглот: на каких языках говорят герои фильма?
«Маленькое красное платье»
«Маленькое красное платье»

Давайте начнем издалека. В 1984 году вышел комедийный фильм «Женщина в красном» Джина Уайлдера с ним же в главной роли. Саундтрек к нему написал Стиви Уандер, за что получил премию «Оскар». Тогда изо всех приемников и проигрывателей звучала песня «I Just Called To Say I Love You», хотя в фильме была и более любопытная композиция Стиви:


Про женщину в красной одежде была еще одна песня, давайте ее тоже послушаем:


Или вот: новогодний огонек на телеканале НТВ, позволяющий оценить всю странность 90-х:
Татьяна Миткова в красном, Титомир в костюме коровы, Эдуард Хиль со своей фирменной улыбкой до ушей поет песню Титомира, Парфенов им подпевает. Среди прочих в зале танцует Дмитрий Пригов.

Если вы еще не поняли, так начинается рецензия на фильм «Маленькое красное платье» Питера Стрикленда. Это именно тот режиссер, текст о котором следует начинать с музыки, пусть и явно не его любимой. Стрикленд – меломан, у него свой рекорд-лейбл Peripheral Conserve и группа The Sonic Catering Band, которая играет примерно такое:


А какое название:
«Семь трансдунайских рецептов»! Вводит в транс, как рассказы одного из героев фильма о ремонте стиральных машинок. Транс – от слова «трансгрессия», но об этом давайте лучше не будем. Никаких трансгрессий и идиосинкразий, только звуки.

В композиторах значится словосочетание «Cavern of Anti-Matter», некая «Пещера Антиматерии»: ее основатели – Тим Гейн и Джо Дилворт из группы Stereolab, о которой газета «Коммерсант» пишет следующее:

Каждый новый альбом оказывался экспериментом: Stereolab разбирали стили на составные части и строили свою собственную модель. Большая часть дискографии группы переиздается в этом году, а Stereolab снова триумфально выходят на сцену.


В общем, люди известные и уважаемые. А Тим Гейн, который пишет не только песни, но и музыкальные рецензии, в одном из интервью рассказывает, как Стрикленд попросил его сочинить музыкальный черновик, то есть «временную музыку» -
temp-треки, которые потом станут основой для саундтрека (в свою очередь, основной саундтрек фильма «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика полностью состоит temp-треков).

Но звуки у Стрикленда не только в музыкальном сопровождении, но и в кадре. В прямом смысле. Некоторые актеры (а здесь все сплошь типажи, очень колоритные, как на подбор) – это музыканты (например, Барри Андерсон и Джулиан Бэрретт, который хоть и комик, но на досуге играет фьюжн). А один из них даже выступает в культовом Cafe Oto (если вы любите импров и фри-джаз, то понимаете, о чем я): Адам Боман устраивает хэппенинги, на которых делает шумы (классные). Слушаем:

Маленькое красное платье – это неодушевленный персонаж картины, ее центральный мотив и главный злодей. Правда, эстафету злодейства у платья перенимает Фатма Мохамед, эффектная актриса из Румынии в роли фриковатой продавщицы модной одежды. Ну а кому еще играть дракулообразных викторианских див, как не выходцам из Трансильвании?

Кадр из фильма «Маленькое красное платье»
Кадр из фильма «Маленькое красное платье»

Вообще же если изучить географию Стрикленда, в которой не только Румыния, где снят его первый полный метр «Каталин Варга», но и Венгрия, где он живет и о которой тоже снимает кино (короткометражка по венгерскому фольклору из хоррор-альманаха «Справочник зла»), и Греция, откуда родом его мать (и именно в греческий ресторан Стрикленд отправляет своих героев на свидание), то возникнет ощущение, что режиссер черпает темную энергию из восточноевропейского региона.

«Справочник зла»: фото со съемок
«Справочник зла»: фото со съемок


Как мы уже выяснили, роковая женщина в красном платье раньше встречалась в кино, и не раз. Была и женщина в красной пустыне (
«Красная пустыня», 1964), и девушка в красных башмачках лихо вертелась в танцах по мотивам «Русских сезонов» («Красные башмачки», 1948). Все эти фильмы – в некотором роде музыкальные: достаточно вспомнить прекрасный электронный саундтрек «Красной пустыни», абсолютно новаторский для своего времени.

Стрикленд тоже идет в ногу с прогрессом. В одном из эпизодов – экспериментальный рекламный ролик, в котором манекен гипнотизирует телезрителя, - использован феномен АСМР, автономной сенсорной меридиональной реакции, то есть физической реакции организма на определенные шорохи, шепоты и крики, вплоть до мурашек. О том, как создаются «устрашающие» аудио-эффекты, у Стрикленда есть отдельный фильм: это «Студия звукозаписи «Берберян» о звукорежиссере джалло в Италии 70-х.

Что касается отсылок к итальянскому кино в «Маленьком красном платье», то не хочется на этом долго останавливаться: в конце концов, Стрикленд – не зануда, чтобы использовать один и тот же источник образов и цитат во всех своих фильмах.

Мне всегда нравились предметы в кино в работах таких режиссеров, как Сергей Параджанов, Луис Бунюэль или Ян Шванкмайер. Одежда в кино – это нечто действительно завораживающее.
Питер Стрикленд

Кадр из фильма «Маленькое красное платье»
Кадр из фильма «Маленькое красное платье»

Можно долго играть в синефильские игры в поисках разных ссылок и параллелей с другими фильмами. Мне представляется даже интересным мотив «предметов в кино». Например, в 1993 по «Рассказу грязной десятки» О’Генри вышел забавный фильм «Двадцать баксов» о путешествии двадцатидолларовой купюры. И это тоже была сатира и на корпоративный дух, и на общество потребления, и на экономическую систему в целом. Или в 1996 году Алекс ван Вармердам (тоже, как и Стрикленд, не только режиссер, но и сценарист, и музыкант) снимает фильм «Платье» - о путешествии одного пестрого текстильного изделия из рук в руки.

Критики вспоминают кто «Суспирию», кто «Дракулу», а кто Джорджо Ромеро и всех святых вместе взятых. Газета «Гардиан» пишет, что фильм Стрикленда существует где-то между соцреалистическими трагикомедиями Майка Ли (актриса Марианн Жан-Батист сыграла в его фильме «Тайны и ложь» и стала первой чернокожей британской актрисой, номинированной на «Оскар») и калейдоскопическими фантазиями Николаса Роуга или Кена Рассела.

Афиша фильма
Афиша фильма

Но мне кажется, что больше всего «Маленькое красное платье» напоминает фильмы студии Hammer. Платье путешествует по предрождественскому Лондону и убивает людей – вполне викторианская история, только без тумана, клыков и бредового маскарада.

Хотя соцреализм – тоже очень точное наблюдение: как и Максим Горький, режиссер Питер Стрикленд очень тонко чувствует слово, здорово работает с языком, и это ощущается даже в переводе. Дома герои говорят бытовыми фразами, диалоги в банке – это язык корпоративной этики, в магазине – это язык продаж, в ресторане – свой этикет, и даже мастер по ремонту стиральных машин говорит на профессиональном жаргоне. Все эти «языки» составляют еще один звуковой фон, такой же выверенный, как молчание начальника ремонтной мастерской, самого красноречивого героя фильма.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡