Так уж получилось, что я интересуюсь Второй мировой войной и читаю о ней много. А потому пройти мимо графического романа “Дневник Анны Франк: графическая версия” не представлялось возможным. Сценарист комикса - Ари Фольман, художник - Дэвид Полонски. В России книгу выпустило издательство “Манн, Иванов и Фербер”.
О чем? Анна Франк - самая известная девочка времен Второй мировой войны. И даже если кто-то не читал ее дневника, все равно в том или ином виде знает, что дневник существует, что Анна - еврейская девочка и что она вместе с семьей пряталась полвойны в неком “убежище”, где и начала вести дневник. Несколько слов в дополнение. Семейство Франк - немецкие евреи, которые сразу после прихода Гитлера к власти перебрались в Нидерланды, где смогли адаптироваться и вполне комфортно жили вплоть до вторжения немцев. В первой половине мая 1940 года немцы оккупировали Нидерланды, вынудив королевскую семью бежать в Лондон. В стране установилось прогерманское правительство. Дабы избежать отправки в лагерь, Анна с родителями и старшей сестрой вынуждены былы на два года поселиться в задней части здания, где располагалась фирма отца, Отто Франка. Вместе с семейством Франков тут же поселились еще 4 человека. Несколько работников фирмы помогали скрывающимся людям выживать в условиях изоляции, пока в августе 1944 года в “убежище” не нагрянула полиция и не арестовала всех его обителей. Из восьмерых выжил только один - Отто Франк. Анна умерла от тифа в концлагере Бельген-Бельзен.
На мой взгляд, дневник интересен не только тем, что является личным свидетельством преступлений нацизма, что немаловажно само по себе, но еще и достаточно откровенной исповедью подростка 13-ти лет, в которой лично я легко узнаю себя того же возраста. (Что делает дневник по умолчанию интересным для родителей тинейджеров.)
Что понравилось? Графическая версия по содержанию достаточно близка к оригиналу, но при этом не является его точной “экранизацией”. Сценарист подошел к адаптации дневника творчески, даром что Кавалер Ордена Искусств и литературы, да и вообще, обладатель многих международных наград, правда, кинематографических. Некоторые события перемешаны во времени, другие опущены совсем, третьи дофантазированы. Но несмотря на “беса в деталях”, складывается общее впечатление достаточно бережного отношения к первоисточнику. Еще понравилось, что как сам дневник, так и графический роман нельзя назвать “страшными” книгами. Есть в них место и юмору, и романтике, и подростковому хулиганству, и подробному описанию ежедневной рутины. Временами забываешь, что дневник написан девочкой, которая никогда не станет взрослой.
Что не понравилось? “Дневник Анны Франк” - это тот случай, когда покупку комикса определило содержание, а не визуальная форма. Обычно я кидаюсь на рисунок, но данный комикс одним рисунком меня бы не увлек. Хотя должна признать, что немного легкомысленный стиль а ля “Пиквикский клуб” (уж не знаю, почему у меня такие ассоциации!) очень подходит дневнику девочки-подростка.
Интересно. Существует несколько версий дневника Анны Франк. Первая - интимный дневник, не предназначенный для посторонних глаз и названный самой Анной “Убежищем”. Весной 1944 года девочка услышала по радио выступление министра образования нидерландского правительства в Лондоне, который сказал, что после войны все свидетельства нидерландского народа должны быть опубликованы. Тогда она начала перерабатывать свои записи, - и так появилась вторая версия дневника. В ней почти все персонажи обзавелись псевдонимами, а наиболее откровенные и нелицеприятные места были удалены. Обе версии после войны попали к отцу Анны, который скомпилировал их, немного подсократил и опубликовал (1947). В 1991 году вышла расширенная версия дневника, без сокращений Отто Франка. А несколько лет назад истек срок действия авторского права издания 1947 года, после чего читателям стал доступен первоначальный вариант дневника, каким он появился из-под пера Анны.
Итого в сухом остатке: сейчас можно найти и самую первую версию дневника, и переработанный вариант, и “отцовскую версию” 1947 года, и расширенное издание 1991 года. А также графическую версию, которая была инициирована Фондом Анны Франк, созданным в 1963 году Отто Франком. Будущие создатели комикса приобрели всемирную известность после анимационного фильма “Вальс с Баширом” (2016, об израильско-ливанском конфликте), и правообладатели дневника сочли их достойными создания графической версии. И мне кажется, у них все получилось
Лирическое отступление. Как и в случае со “Смертью Сталина”, предлагаю сравнить персонажей рисованных с фотографиями реальных людей. Фотографии сделаны с экспонатов Музея еврейских беженцев в Шанхае.