В Екатеринбурге появился один из самых странных видов проката: сервис по прокату самокатов, оператором которого выступает московская компания. Пока в городе работает семь станций проката, но в перспективе обещают десять, что увеличит «парк» техники на 30 единиц. На всех желающих явно не хватит. Зачем нужен этот едва видимый бизнес?
Самая первая точка выдачи самокатов появилась в конце августа на улице Малышева. Также они есть в Историческом сквере на Плотинке, возле станции метро «Динамо» и на других центральных улицах города. По словам предпринимателей, новая услуга пользуется большим спросом уже с момента появления.
Работает сервис по принципу каршеринга: установив на смартфон специальное приложение и привязав к нему банковскую карту, горожане могут взять самокат на нужное время. Тариф — около трех рублей за минуту. В программе же видно, сколько свободных средств передвижения сейчас находится на той или иной точке, а также где есть свободное место для парковки транспорта. Таким образом спланировать маршрут легко заранее (если ты не ориентируешься в городе). К слову, все арендные самокаты здесь механические.
Работать сервис будет с апреля по ноябрь. В холодное время года станции законсервируют или вовсе уберут, а самокаты отправят зимовать на склад наподобие летней резины. Это поможет и защитить их от вандалов.
— В целом по сети у нас небольшой процент вандализма. Конечно, первый месяц работы в большинстве городов местные «энтузиасты» пробуют замки и станции на прочность, но затем это почти сходит на нет, — рассказывает основатель прокатного бизнеса Василий Быков.
Подобную услугу сегодня можно получить во многих городах России. Так, в Москве количество самокатных станций уже перевалило за сотню. Сервис также работает в Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Ставрополе, Казани, Ростове-на-Дону и Хельсинки. Лидирует в этом списке Ставрополь.
Останавливаться на достигнутом организаторы не планируют: в следующем году в Екатеринбурге появятся новые пункты проката, всего их будет около ста.
Опыт такого вида сервиса показывает, что он воспринимается скорее как развлечение для молодежи, чем как транспорт по перемещению себя мимо пешеходов и автомобильных пробок.
В Москве прокат самокатов появился в конце мая, новый вид прокат вызвал большой ажиотаж. Возле парковок выстраивались целые очереди из желающих покататься. Число компаний, которые предоставляли подобную услугу, сразу увеличилось.
Оказывается, есть большая разница между самокатами
— Те, которые используем мы — максимально крутые. Ведь мы стараемся, чтобы ты ловил кайф от каждой поездки, — говорят бизнесмены.
Модель называется Kleefer Pure-180. Премиальный, качественный. У него целых 2 тормоза: передний и задний. При этом он не слишком большой и весит чуть больше 5 кг. Любому будет по плечу.
Электросамовары — следующая цель.
«Пройдет еще чуть-чуть времени, и ты сможешь прокатиться на Ninebot by Segway KickScooter ES1. Он развивает скорость до 20 км/ч и имеет полноценный спортивный режим. Знаешь, это будто спорткар среди машин», — написано на официальном сайте сервиса.
Электросамокат — это безусловно большое веселье и отличный транспорт в условиях больших загруженных городов. Это основа бизнеса компаний шеринга микротранспорта. И они стремятся к тому, чтобы самокаты служили как можно дольше, а их обслуживание стоило как можно меньше.
Проблема только одна: самокат, а особенно электросамокат, а особенно тот который «как спорткар среди машин» — потенциально опасен для пешеходов. Регламента использования этого вида транспорта нет.
Идея создания самокатшеринга возникла у основателя сервиса Василия Быкова из желания приспособить городскую жизнь к удобствам человека. До этого бизнес Быкова был связан с вендингом — автоматами, торгующими кофе, чаем, снеками и игрушками, и платежными терминалами Qiwi.
«Я подумал, — рассказывает Быков, — Почему бы не сделать аренду самоката автоматической, сдавать его в аренду и принимать обратно без участия человека?» Погуглил и обнаружил, что тогда, в 2015 году, никто ничего подобного ещё не делал. Потом посчитал. В Европе (на тот момент я жил во Франции) взять напрокат велосипед стоит €2 в час. Если купить 12 самокатов и каждый из них будет кататься по одному часу в день, получится, что в сутки я заработаю €24. Если умножить это на 30 дней, получится €600 выручки, - говорит Быков, - Затраты такие: сам автомат, то есть самокатная станция, стоит где-то €1000, полочки-ниши для самокатов сделать — ещё €1000, ну и сами самокаты купить — €1000. Получается €3000. То есть максимум пять месяцев, и ты окупаешь затраты.
Шаринг и прокат такого вида транспорта пропагандируется, и наверное им и станет, как вид экономичного транспорта в больших городах. К 2035 году объем транзакций по главным направлениям sharing economy — финансовым, жилищным, транспортным — составит 570 млрд евро, прогнозирует консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers. Рождается новая экономика.
Нынешний показатель — 28 млрд евро, а это значит, что перед экономикой совместного пользования открыто много возможностей, и много ниш до сих пор не заполнено. Так что небольшой на первый взгляд бизнес весьма многообещающ.