Сегодня хочу поделиться весьма любопытной историей, показывающей степень влияния политической обстановки на музыкальное искусство, и развлечь читателя некоторыми наблюдениями.
1. Предисловие
Мендельсон и Вагнер - два безусловных гения немецкой музыки. При жизни они были оппонентами друг другу, но и после смерти их убеждения и национальная принадлежность иногда выходят на первый план, оттесняя творчество...
Подробнее о Вагнере и политической ситуации с его музыкой (например, в Израиле существует неофициальный запрет на его исполнение) поговорим позднее... А герой этой публикации Феликс Мендельсон, чьё творчество, признаюсь, мне очень симпатично.
2. Издержки арийской теории
Политические режимы часто возводят в культ одних и ниспровергают других, чему много примеров в 20 веке. Курьезная история, скорее похожая на исторический анекдот, случилась в Вене (оккупированной немецкими войсками с 1938 года) в 1942 году. Немецкий военный комендант города занялся расово-идеологической чисткой австрийской столицы. Венскую оперу тогда украшали бюсты великих композиторов, а среди них затесался и бюст Мендельсона, чья национальность не вызывала сомнений... Комендант решил разобраться с этим вопиющим случаем сам! В сопровождении нескольких солдат он лично влез на крышу здания оперы. Поиски затянулись, вот они уже обошли все статуи, а Мендельсона найти так и не удалось, ведь комендант был совсем несведущ в вопросах искусства... Однако он прекрасно знал арийскую теорию и с помощью физиогномики легко отличал еврея от нееврея.
Комендант нашел композитора с самым крючковатым носом и самым неарийским выражением лица. По указанию коменданта солдаты обрушили бронзовый бюст неарийца на тротуар у театра, и скульптура разбилась.
Догадливый читатель, верно, уже понял, кого они скинули.) Вскоре выяснилось, к великому ужасу коменданта, что ниспровержен был не еврей Мендельсона, а ....немец Вагнер, как известно, любимый композитор фюрера. За эту провинность бедного коменданта отправили на русский фронт, где он и погиб.
Вот так Мендельсон внешне оказался более немцем, нежели Вагнер...
3. История повторяется в России
Но это было в фашистской Германии, с этим всё ясно... А какая участь ждала Мендельсона в СССР?
Тоже незавидная. Те, кто бывал в Московской консерватории, помнят, что Большой концертный зал украшают портреты зарубежных и отечественных композиторов. К открытию зала в 1901 году художником Бодаревским была создана эта серия из 14 портретов, но не все работы сохранились там до нашего времени.
В 1954 году, то ли в рамках борьбы с космополитизмом, то ли ещё по какой-то причине, в правительстве постановили, что в «музыкальный храм» Консерватории необходимо добавить больше «русскости». И портреты висевших там Генделя, Глюка, Гайдна и Мендельсона заменили на Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и, как ни странно, поляка Шопена.
Мендельсона, которому и в БЗК не нашлось места, в этот раз ни с кем не перепутали. Кто-то сострил, что это свидетельствует о превосходстве и большей образованности отечественных сотрудников в сравнении с немецкими.
Но им было проще, ведь в консерватории портреты снизу подписаны!
А портреты неугодных композиторов отправили пылиться на склад, два из них сохранились, теперь они украшают вход в Большой зал (да-да, это именно Мендельсон и Гайдн).
Бывают же парадоксы в истории.)
А напоследок предлагаю послушать музыку чудесного композитора, героя этой статьи. Скрипичный концерт Феликса Мендельсона-Бартольди в исполнении Иегуди Менухина. Перед великой музыкой всё отступает на второй план...
Ставьте лайк и подписывайтесь.)