В начале был Айснер. Уилл Айснер. И был его "Контракт с Богом", который ворвался в мир комиксов-еженеделек и взорвал его изнутри. На самом деле все было с точностью до наоборот.
Уилл Айснер считается родоначальником направления "графический роман". И не смотря на то, что термин был придуман задолго до него, по легенде, именно Айснер впервые поставил эти два слова на обложку своего произведения "Контракт с Богом" (1978). По всем формальным признакам это был комикс, но вот содержание романа оказалось настолько оригинальным и нетипичным для американских комиксов того времени, что все крупные издательства, сотрудничавшие с уже прославленным художником, не захотели его издавать. В конечном итоге Айснер нашел издателя, но тут случилась другая напасть: владельцы магазинов не знали, в каком отделе продавать неведомую зверюшку, а покупатели первые несколько лет старательно ее игнорировали. При этом ни те, ни другие не подозревали, что рождается новый жанр.
Я читала комикс в русском переводе, выпущенном издательством МИФ. Сценарий и отрисовка - Уилла Айснера.
О чем? По словам самого Айснера, это отчасти автобиографический сборник из четырех историй, произошедших на вымышленной улице Дропси-авеню (а на самом деле в Бронксе). Четырех историй о выживании в неблагополучном районе Нью-Йорка, пережившем наплыв эмигрантов. Название сборника дано по названию первой - самой сильной и душещипательной - новеллы о правоверном еврее Фримми Херше, который в юном возрасте "заключил контракт к Богом". Однако контракт был нарушен в тот момент, когда Бог забрал жизнь любимой дочери Фримми. Почти перед самой смертью Айснера стало известно, что в этой новелле автор рассказал о своей личной трагедии.
Что понравилось? Все: сюжеты, интонации, рисунок. Особенно рисунок, который понятен даже без слов, и передает именно те эмоции, которые заложены в сюжете. А также виртуозное владение заполнением пространства листа.
Что не понравилось? Что новеллы всего четыре. Хотя в послесловии к книге упоминается целая трилогия: "Контракт с Богом", "Сила жить" и "Дропси-авеню", ставшая последним проектом Айснера и опубликованная в 2005 году.
Интересно, что одна из самых авторитетных премий в индустрии комиксов носит имя Уилла Айснера. Вот так выглядит лого, которым маркируют обложку победителей премии: