Место, которое занимает Китай в нынешней жизни, измерить трудно. Мне рассказывали в Барнауле, как там в Советское время жутко боялись китайцев – придут, придут! Я и сам помню градус неприязни и страха тех лет, как плакал, прочитав в газете соболезнование китайцам по поводу смерти Мао Цзе дуна. «Как же так - сами его ненавидят, а сами соболезнование шлют,- сказал я тогда маме, не понимая, что есть правила приличия, кроме, само собой, лицемерия.
Потом страх стал понемногу сменяться уважением к тому, что Китай из нищеты стал подниматься к вершинам благополучия, не разрушая, не унижая свою страну, с уважением относясь к своим культурными ценностям.
А теперь в связи с кризисом, Китай и вовсе становится сверхдержавой, которая худо-бедно станет влиять на политику всего мира.
Так что пора на разобраться с Поднебесной, понять, каковы движущие мотивы этой страны, иначе говоря, каков смысл жизни Китая.
Вот отрывок из книги Фицджеральд С.П. Китай: краткая история культуры (enoth.narod.ru),взятый мной вот здесь http://www.world-history.ru/countries_about/222/1201.html:
- Хуан-ди, Желтый император — самый ранний правитель, признаваемый историком Сыма Цянем, написавшим или, точнее, составившим первую общую историю Китая в I веке до н. э. Уже в его времена было очевидно, что период трех повелителей нельзя считать историческим. Сыма Цянь делает Хуан-ди, от которого все последующие правители и наследники вели свое происхождение, героем-основателем китайской цивилизации. Если предыдущие трое Владык являются не людьми, но божествами с телом змеи и головой человека, то Хуан- ди — это правитель-человек. При нем и четырех его наследниках: Чжуань Сюе, Ку, Яо и Шуне, — люди, бывшие до этого дикарями, обучились ремеслам и нормам цивилизации. Эти пять мудрецов установили не только формы правления, но и жертвоприношения, которыми следовало умилостивлять богов, горы и реки, а также дали правила нравственности и должного поведения. Это был золотой век, когда управление миром было совершенным».
Собственно, исходя из этого мы и можем вывести парадигму смысла жизни китайцев- на одном полюсе нравственность и должное поведение, а на другом- безнравственность, если не сказать бесчеловечность и полное потакание своим прихотям!
Приведем еще одни пример из той же книги:
«Кроме того факта, что столица переносилась пять раз, обо всем остальном записано очень мало, пока дело не доходит до последнего правителя Шан, Чжоу Синя, который был более жестким и деспотическим, чем даже Цзе, последний правитель Ся. О Чжоу Сине рассказано больше, чем о его предшественнике. Он был человеком необычайной силы. Чтобы доставить удовольствие своей наложнице, печально известной Да Цзи, он приказал наполнить озеро вином, развесить на деревьях куски мяса и устроить роскошный пир, во время которого обнаженные юноши и женщины должны были бегать друг за другом среди увешанных мясом деревьев. Его жестокость была необузданной. Когда его дядя, принц Би Гань, воспротестовал против его плохого правления, он воскликнул: "Люди говорят, что вы — совершенномудрый, а я всегда слышал, что у совершенномудрого в сердце семь отверстий". Затем он убил Би Ганя и вырвал его сердце, чтобы посмотреть, так ли это на самом деле. Он посадил в темницу Правителя Запада, известного в империи под именем Вэнь-вана, отца основателя чжоуской династии. Но чжоусцы выкупили своего правителя, послав Чжоу Синю прекрасную девушку, великолепного коня и четыре колесницы.
Когда Вэнь-ван вернулся к своему народу, он начал готовиться к войне и пытался склонить на свою сторону шанских вассалов и знать. Его наследник У-ван осуществил его планы и разгромил Чжоу Синя на равнине Му, что недалеко от Вэйхуэй в северной Хэнани. Чжоу Синь бежал в свою столицу (находившуюся рядом с современным Цзиоянем, Вэйхуэйфу, Хэнань) и покончил с собой, бросившись в пламя, пожиравшее его дворец. Затем чжоусский У-ван вошел в столицу Шан, выпустил три стрелы в тело Чжоу Синя и пронзил его мечом. Он обезглавил тела Да Цзи и другой жены Чжоу Синя, которые удавились. Так закончилась династия Шан, а У-ван стал основателем новой династии Чжоу».
Насколько же был во власти своих прихотей этот самый Чжоу, что отпустил своего врага за девушку, коня и колесницу!
Но, собственно, все китайцы таковы – они приверженцы порядка, но в их сердце есть и место для самого необузданного произвола и порока. Не случайно в их стране постоянно случаются гражданские войны, когда население уменьшается в разы! Об этом можно почитать у Льва Гумилева, кому интересно.
Собственно, что можно сказать о Китае? Нынешний период процветания и добрых владык обязательно сменится периодом запустения и злых владык, и видимо это случится в обозримом будущем.
Почему-то мне кажется, что китайцы должны легче поддаваться на вербовку иностранными государствами.
Тайвань – не случайность. Как бы ни любил китаец свою страну с ее порядком, ему хочется пожить и в Тайване с его развратом! Кстати, чем скорее континентальный Китай его захватит, тем скорее начнется гражданская война в нем самом. Отдушины не будет!
Сотрудничая с китайцами, надо понимать, где они добропорядочны, а где порочны.
Завершая эту тему, могу сказать, что Китай- это тигр, у которого сердце обезьяны. Как бы величаво ни выступал тигр, наступает момент, когда жестокая обезьяна берет верх.