Человеческий мозг не так уж универсален, как это принято позиционировать. По своей основной функции он — узнаватель. Мозг всё время занимается решением одной и той же задачи — поиск и установление соответствия.
Это суть и основа человеческих языков и вообще всей человеческой деятельности. Занимаясь поиском соответствия мозг, видимо, настроен на какую-то химическую реакцию "поощрения", когда соответствие найдено. Например, удовольствие от использования речи в том, что человек, понимая её, становится более информированным и подготовленным к решению задач выживания, чем без неё. Биологическая выгода очевидна: мозг решает возложенную на него задачу. Суть удовольствия от решения сложных задач состоит в том, что мозг находит такое соответствие (решает и упрощает для себя задачу) и, следовательно, становится более энергетически эффективным.
Из этого следует вывод, что энергетически неэффективные задачи мозгом просто отбрасываются как нерациональные. Следовательно, суть решаемых задач обязана иметь предсказуемую (не такую уж высокую) сложность, чтобы мозг после решения задачи получил удовольствие. Скажем, решение задачи расчета сложной траектории движения тел не принесет удовольствия, потому что требует постоянного перерасчёта, а впоследствии не несёт практической пользы и при этом не имеет завершения.
Это очень важно для создания игр и процесса обучения (что, по сути, одна и та же задача для мозга). Все существующие популярные игры имеют простые правила и предсказуемое количество поведений модели. При этом простота и конечное количество правил в игре могут не влиять в целом на конечную сложность, создаваемую нарастающим итогом из "шагов" и "развития" игры.
Однако важным фактом является то, что всякий играющий в любой момент времени всегда ЗНАЕТ (его мозг "узнает") ситуацию, в которой он находится. Иначе многообразие инвариантов автоматически приведёт к отбрасыванию модели как энергетически неэффективной для решения. Обучение (к счастью для нас, разработчиков EduTerra.PRO) не проходило жесткий эволюционный контроль, используя в качестве аттракторов другие мотивы для преодоления глупой и энергетически неэффективной сложности образовательных процессов.
Из этого следует вывод, что сам процесс обучения должен быть построен на конечной и простой модели основных принципов, которые должны быть необходимы как "рамки" для мозга. Мозг, привыкнув к распознаванию таких рамок, становится энергетически эффективным в решении самого процесса обучения, двигаясь мысленно по привычной для него траектории.
Предсказуемый уровень сложности и поиск соответствия — основа удовольствия от мыслительной деятельности. Даже самые сложные размышления всегда приводят к простым выводам, что может рассматриваться как частичное подтверждение состоятельности "энергетической" модели работы мозга. При этом в качестве термина "энергетической эффективности" имеется в виду реально затрачиваемая энергия для работы мозга, а не эзотерические модели.
Второй важный принцип — поощрение в случае достижения результата. Обязательное условие, при котором даже искусственное и надуманное поощрение является обязательным, чтобы "обмануть" мозг обучаемого "достижением" цели. Это как алкоголь или никотин. Получение эффекта не так важно, как его отсутствие. Тут необходим баланс и прямая связь с аттракторами и процессом обучения. Слишком много поощрений сведет к минимуму их эффект, а малое сделает их не значащими для самого процесса обучения.
Третий важный принцип — люди никогда не ценят того, что им дается без усилий. Из этого следуют практические выводы. К поощрению и предсказуемой сложности следует добавить необходимость прохождения упражнений в значимом количестве, потому что это позволяет закрепить модель в мозге, которая связана с "решением задачи".
Это второй обман мозга, и, наверно, он важнее, чем очевидное поощрение. Мозг энергетически поощряет укрепление уже построенной нейронной сети для решения задачи.
Второй подвывод из принципа заключается в том, что важен как эффект, так и ощущение от него. Это можно сформулировать как "соответствие ожиданиям". Важно не только принести реальный образовательный эффект, но и не обманывать ожидания человека, тратящего свои силы и деньги.
Мы разрабатываем ПО нашей образовательной платформы на этом принципе. Если вам интересно, можете посмотреть подробнее на https://eduterra.pro