Найти тему
Japan Online

Драконов не существует. Так почему же мифы о них распространенны по всему миру?

Оглавление

Задолго до того, как голливудские фильмы сделали драконов воплощением зла (как в «Властелине колец») или в любимых спутников отдельных персонажей («Как приручить дракона»), люди хранили и передавали легенды о драконах

Китайский дракон в Шанхае. Обратите внимание на драгоценную жемчужину во рту.
Китайский дракон в Шанхае. Обратите внимание на драгоценную жемчужину во рту.

Один из главных вопросов, который беспокоит историков, заключается в том, почему драконы, при такой огромной вариации языков и культур, которые создали люди, не говоря уже о всевозможных типах ландшафта и климата, которые они называли домом, существуют во многих мифологиях и так разнообразны? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в историю.

Земли драконов

У Китая самая длинная непрерывная традиция историй о драконах, насчитывающая более 5000 лет.

В китайских образах драконы символизируют имперское правление и удачу. Драконы из китайских легенд обитали в далеких водах, и, как правило, даже будучи бескрылыми могли летать. Важно то, что они принесли дождь, а значит и плодородность для почвы. В 12-летнем китайском зодиаке годы драконов являются наиболее благоприятными.

Большую часть изображений драконов в других азиатских странах, в частности в Японии и Вьетнаме, приспосабливают именно те рисунки, на которые давным-давно повлияли китайцы. Но если эту преемственность можно проследить исторически, например, через дзен-буддизм, то драконов в других культурах труднее объяснить, особенно, если задаться вопросом, что их всех связывает?

В дополнение к средневековым драконам Европы, в фольклоре американских индейцев, а также майя и ацтеков, имеются также драконоподобные мифологические монстры. Так, например, известен Кетцалькоатль - пернатый бог-змея, корни культа которого уходят в глубокую древность.

Громовой дракон на флаге Бутана, маленькой нации в Гималаях.
Громовой дракон на флаге Бутана, маленькой нации в Гималаях.

Индия и ее южно-азиатские соседи также имеют древние традиции изображения драконов. Один дракон даже появляется на флаге маленькой гималайской страны - Бутана. Те, кто немного расширяет определение дракона, могут даже найти его в легендах инуитов в канадских арктических регионах.

Так откуда они появились?

История происхождения драконов

Месопотамские истории о сражениях с монстрами - лучшие кандидаты на самые ранние произведения о драконах.

В вавилонской версии змеиное божество-монстр по имени Тиамат, вышла из моря, чтобы предать всему своим возвращением изначальное состояние - хаос. Героический молодой бог Мардук принимает вызов, убивая Тиамат и спасает таким образом космос.

Тиамат часто изображалась в виде дракона. В аккадской мифологии (космогоническая поэма «Энума элиш»), она являлась своего рода персонификацией водяной стихии, воплощением мирового хаоса.

Древний вавилонский миф о создании Тиамат (слева), датируется как минимум вторым тысячелетием до нашей эры.
Древний вавилонский миф о создании Тиамат (слева), датируется как минимум вторым тысячелетием до нашей эры.

Как и в других месопотамских мифах, Библия содержит отголоски этой битвы. Среди упоминаний в псалмах и книге Иова рассказывается о том, как Бог Израиля победил Левиафана.

Вариации по истории Тиамат будут неоднократно обнаруживаться в средиземноморских и европейских традициях. Противостояние дракона или подобного монстра и героического спасителя формирует один из ключевых аспектов западных мифов о драконах. Во многих случаях дракон существует только для того, чтобы герою было что убить.

Греческая мифология также включает в себя несколько сражений с монстрами-змеями. Зевс во время борьбы с титанами, использовал свои молнии, чтобы убить Тифона, огнедышащего дракона. Миф греков о Тифоне следует более ранней сюжетной линии, заимствованной у соседних цивилизаций, включая хеттов.

Встречается дракон и в мифе про Ясона и золотое руно. Этот драгоценный, но тяжелый предмет верхней одежды находился под постоянной охраной бессонного дракона. Другой важный персонаж мифа - Медея, усыпляет гигантского змея. Такие греческие мифы содержат характерные мотивы, знакомые по каноническому циклу о драконах - в этом случае характеристика драконов как ревнивых стражей золотого сокровища.

Английское слово Dragon берет начало от греческого слова δράκων. Но древние греки, казалось, использовали свое слово для обозначения чего-то более похожего на большую змею, нежели классического дракона.

Поэтому как российские, так и зарубежные специалисты спорят о том, стоит ли ассоциировать дракона со змеем, отличая их например по количеству лап (у змея их обычно 4, а у драокна - 2), хотя существует много художественных образов, где у дракона тоже 4 лапы.

На этой иллюстрации 13-го века Святой Георгий убивает дракона, который требовал человеческих жертв.
На этой иллюстрации 13-го века Святой Георгий убивает дракона, который требовал человеческих жертв.

Однако существует еще одна легенда о драконе, а именно "Чудо Георгия о змие"

В классической форме легенды, ядовитый дракон терроризирует ливийский город Силен. Святой Георгий едет в город на своем коне и, узнав о бедственном положении людей, соглашается убить дракона.

Сам святой Георгий родился в Каппадокии, на территории современной Турции, в третьем веке нашей эры. Традиция гласит, что он был солдатом и отказывался практиковать языческое богослужение.

Повествование похоже собрано из разных источников. В поздней античности популярным предметом предхристианской преданности на Балканах был всадник на лошади, которая поднималась на задних лапах, иногда втаптывая животное.

В этой древнеегипетской скульптуре четвертого века бог Хорус убивает Сета, который имеет форму крокодила. Обстановка очень похожа на изображения мифа о святом Георгии, хотя она предшествует мифу примерно на 800 лет.
В этой древнеегипетской скульптуре четвертого века бог Хорус убивает Сета, который имеет форму крокодила. Обстановка очень похожа на изображения мифа о святом Георгии, хотя она предшествует мифу примерно на 800 лет.

В христианскую эпоху эти воины уступили изображениям святых в той же позе и с теми же мотивами. Это изменение отражает, как менялось отношение к змеям. Больше не связанные с жизнью и исцелением, змеи, благодаря интерпретации Нового Завета, возможно стали визуальным воплощением зла.

Рыцари-крестоносцы распространили легенду о святом Георгии из восточного Средиземноморья в Западную Европу, где история святого Георгия заняла свое место в качестве опоры средневекового воображения.

Происхождение образа дракона

В своей книге «Инстинкт драконов» антрополог Дэвид Э. Джонс предположил, что в течение миллионов лет естественный отбор, заставил предков человека запечатлеть дракона, как своего рода собирательный образ опасности.

Основа его теории заключается в том, что обезьяны верветки автоматически инстинктивно реагировали на змей и демонстрировали аналогичные реакции на изображения больших кошек и хищных птиц.

Поэтому, люди с инстинктивным отвращением к некоторым опасным вещам, которые могут вас убить, в среднем дольше живут и производят больше потомства. Джонс предположил, что драконы представляют собой коллаж из важнейших атрибутов опасных хищников: крылья крупных хищных птиц, челюсти, когти больших кошек и извилистые тела змей.

Статуя дракона на мосту в Любляне
Статуя дракона на мосту в Любляне

В книге «Первые ископаемые хищники» историк Адриенна Майер представила в качестве альтернативной точки зрения примеры народной "палеонтологии" в древних текстах. Люди начали находить окаменелости динозавров задолго до того, как они смогли понять и правильно интерпретировать их археологическое значение, но это не помешало им попытаться объяснить свои необычные открытия.

Например, изолированная бедренная кость из вымершей популяции европейских слонов может вызвать слухи о гигантских существах, похожих на человека. А более полные скелеты динозавров или извилистый череп доисторического жирафа могут заставить древнего путешественника вообразить тело животного, похожего на дракона.

В некотором смысле, мифы о драконах вездесущи. Но все же нельзя забывать, что западные и азиатские драконы возможно и очень похожи по внешности, но не идентичны, а их мифические роли имеют тенденцию быть еще более различными. Функции месопотамских драконов также не коррелируют с азиатскими и европейскими драконами.

Поэтому человечество унаследовало очень разветвленный образ драконов, которой дошел до нас во всем своем разнообразии из разных культур и временных периодов.