У малого бизнеса малых городов свои немалые проблемы. Его основу, без сомнения, составляют компании сферы торговли и услуг - предприятия, потребителем результатов деятельности которых является население. Поэтому проблемы старта и развития малого бизнеса в городах такого типа, в отличие от мегаполисов, связаны с:
а) малочисленностью населения;
б) низким уровнем его доходов,
что предопределяет крайне низкий по сравнению с мегаполисами оборот бизнеса.
Это и определяет специфические органические проблемы малого бизнеса малых городов – проблемы, не связанные с госрегулированием, налогообложением и прочими внешними факторами.
- Сверхэкономия на затратах. Для получения приемлемой прибыли при низком обороте бизнесу приходится до предела минимизировать затраты, что сказывается на качестве услуг и препятствует развитию бизнеса, лишая его инвестиций.
- Узкая целевая аудитория. Для обеспечения значительного потока продаж бизнесу в малых городах приходится рассчитывать на потребителей эконом-класса. Однако более высокий уровень конкуренции в области дешевых товаров и услуг заставляет в поисках своего сегмента рынка сужать целевую аудиторию, что приводит к еще большему уменьшению оборота.
- Слабая конкуренция. Парадоксально, но в малых городах конкуренция по сравнению с мегаполисами низкая. Психология «маленького человека» не позволяет провинциальному бизнесмену внедряться в высококонкурентные секторы бизнеса. Поэтому он старается занимать явно незадействованные, следовательно, малоприбыльные ниши, тем самым поддерживая общую низкую конкурентность рынка.
- Слабая логистика. Слаборазвитая инфраструктура малых городов и низкая конкуренция обусловливает низкий уровень логистики.
- Дефицит кадров. Серьезной проблемой малых городов является проблема разбалансированности рынка труда с дефицитом профессиональных кадров. В частности, дефицит востребованных в любых видах бизнеса IT-специалистов связан с миграцией в мегаполисы - города с более высоким уровнем оплаты.
Неоценимую помощь в решении перечисленных проблем может оказать построение инфраструктуры бизнеса на основе облачной модели.
Такая инфраструктура низкозатратна, поэтому даст повод рассматривать более широкую целевую аудиторию и внедряться в высококонкурентные секторы рынка.
Специфика облачной модели инфраструктуры исключит зависимость от рынка труда IT-специалистов, а внедрение облачных сервисов в сфере оперативного управления несомненно повысит уровень логистики.
Пользуясь несомненным успехом в мегаполисах, облачные сервисы стремительно завоевывают и малые города, помогая решать большие проблемы малого бизнеса.
Олег О.