Жить в Молдавии и не пить вина.
В 1985 в соответствии с планом замены с Камчатки я был направлен в 14-ю радиотехническую бригаду, дислоцировавшуюся в славном городе Одесса и, далее, в Молдавию, в с. Маркулешты под Бельцами, где располагалась отдельная радиолокационная рота, которой мне предстояло командовать.
Жена ликовала! После стылой, летом дождливой, а зимой снежной Камчатки – рай! Много солнца, тепло, вокруг сады – яблоки, груши, виноград, плантации клубники, все, о чем мечталось ей и деткам на Камчатке среди изобилия красной икры и рыбы. И картошка, не консервированная в банках, а настоящая, в земле растет. Дети весь день на улице, играют, бесятся, словом, счастливое детство.
Я тоже был за них рад. С витаминами на Камчатке был напряг.
Да и служба моя стала попроще. В составе роты были на вооружении П-12, П-15 и ПРВ-9. Все в мобильном варианте, т.е на автомобилях, том числе радиостанции, передвижной ПУ.
Типовая маловысотная рота. До границы с Румынией почти 200 км, боевое дежурство неслось, но РЛС включали редко. Как правило, только для уточнения воздушной обстановки, когда летал 86-й гвардейский ИАП, базировавшийся там же, в Маркулештах.
Не сравнить Камчаткой, когда не было дня (ночи), чтобы к границе не пожаловали RS-135 или P-3A. Но!!! Боевой задачей при повышении боевой готовности войск до «Военной опасности» было выдвижение на территорию братской Болгарии (в район Варны) на побережье и развертывание там. Таким образом рота вносила свой вклад в создание сплошного (?) радиолокационного поля на малых высотах для отражения удара крылатых ракет, которые могли запущены военной базы НАТО в Комизо (Сицилия).
700 км от Маркулешт до пункта временной дислокации. На КрАЗах и ЗИЛах 60-х годов. Частично боеготовых (с запчастями к авто было очень тяжко). Правда, предусматривался вариант передислокации по железной дороге… Но я-то понимал, что если не могут сейчас дать стартер для восстановления КрАЗа, то жд платформы под технику в момент всеобщего кирдыка вряд ли подадут. Потому как в стране перестройка, разгул демократии и прочий бардак уже ощутимо присутствовал.
Ну, и антиалкогольная компания.
Вот представьте себе: жить в Молдавии и опасаться выпить вина! Не, ну конечно пили дома, в кругу проверенных людей. Я иногда ездил к появившимся друзьям в авиаполк. Кстати, там в те времена произошла такая вот история.
День. Плановые полеты. Заходит на посадку Миг-21 замполита полка. Уже выпустил шасси, на глиссаде и тут глохнет двигатель. Далее цитата с форума 86-го гвардейского ИАП , свидетельство очевидца:
«Коломенский катапультировался при заходе на посадку, ему залетел гусь. У самолета уже были выпущены шасси и он упал чуть не долетев до полосы, перебил керосинопровод и выкатился на полосу, шасси в разные стороны и фюзеляж деформировался. А уже летом, когда полк стоял в Тирасполе (в Маркулах 2 лета подряд ремонтировали полосу) л-т Гущин (если мна память не изменяет) сажал самолет на брюхо на грунт, у него не вышла левая стойка, посадил успешно, за что был награжден именными часами. Так Гидик (летчик, разбился позже, Царство Небесное ему: прим. мое) сказал: "Вот б..., лейтенанты самолеты сажают, а подполковники..." и рукой махнул».
Т.е., прояви замполит хладнокровие, выдержку, используй какие-то имеющиеся навыки пилотирования – посадил бы самолет.
Возвращаясь к антиалкогольной компании. Таки пал я ее жертвой в 1986 г.. Собрал как-то после службы своих офицеров, прапорщиков (не помню уж по какому поводу). Прапора притащили вина из домов своих. Они ж все местные, жили в Маркулештах. Посидели немного и нешумно, хорошо посидели, в смысле пообщались. И сдал меня не знаю кто.
Старшина носил на кителе значок «Член общества трезвости». Представляете? Молдаванин – Член! Общества! Трезвости! Но пил в тот день наравне со всеми.
Дальше – просто, как это бывало в те времена. Парткомиссия, патетическая речь начальника политотдела бригады полковника Нагнибеды (во фамилия!), исключение из партии, смешной для всех понимаюших суд офицерской чести, отстранение от должности. Во устрашение остальных. Партия еще крепко страну держала, хотя агония (и партии, и страны) уже начиналась. Слава Богу звезду не сняли.
Вызвали меня командир бригады п/полковник Щербицкий. Он хорошо ко мне относился. Покачал головой, мол, ничего нельзя было предпринять и сказал: «Все, что могу для тебя сейчас сделать – это предоставить право выбора батальона для дальнейшей службы. Надумаешь - звони». В состав бригады входило шесть батальонов: Зайканы, в состав которого входила и моя уже бывшая рота, Дурлешты, Кишинев, Измаил, Одесса и Херсон.
Как вы думаете, что я выбрал, посоветовавшись с женой? Правильно, Херсон! Хербат! Радиотехнический батальон в Херсоне, вернее, в Антоновке, километрах в 20 от города.
Но это уже другая история.
В статье использованы материалы сайта 86 гвардейского иап : https://www.forumavia.ru/a.php?a=t&id=1377 а также сайта Яндекс: https://yandex.ru/images/search? text=РЛС%20П-12&stype=image&lr=8&source=wiz,
Читайте также:
Наглый и красивый
“Ни одна из инспекций Министерства обороны не выявила столько недостатков, сколько выявила одна “инспекция” Президента США”.