«В долине Нила великой африканской реки, именно здесь в этой таинственной стране фараонов сформировалась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособленный характер: и религия, и культура, и государство. Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не смог сорвать с него мистического покрывала таинственности».
Название «Египет» греческого происхождения. Оно восходит к египетскому названию Хикупта (Ка-дом-Пта). Так называлось главное святилище в Мемфисе. Египтяне были первыми, кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать месяцев по тридцать дней с прибавлением в конце года еще пяти дней сверх того. Это открытие они сделали на основе наблюдений за небесными светилами. Египетский год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда разливался Нил, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени – разлив, посев, жатва. Египтяне также первыми стали воздвигать богам алтари, статуи и храмы и высекать изображения на камне.
Современная наука считает Древний Египет одним из древнейших государств. Сами древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житницей мира». Ежегодно разливавшийся Нил намывал глубокий слой черного плодородного ила. Отсюда еще одно название Древнего Египта – Кемет, т.е. черный.
Египетское государство сложилось к концу IV тыс. до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе со жрецами уже в первой половине IV тыс. до н. э.
Египет стоял у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникли азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике, сельском хозяйстве.
Древний Египет – одно из наиболее ранних государств, в которых достаточно полно представлены черты такого крупного и яркого истории явления, как восточная деспотия.
Среди ее наиболее характерных черт и особенностей рабовладельческого строя Древнего Египта учеными выделяются следующие: наличие значительных остатков первобытно-общинного строя; существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью; сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству); существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и как следствие этого необходимостью применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, развитии животноводства, возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли; сельская община осуществляла куплю-продажу земельных участков.
Некоторые из ученых считают, что народ этой страны, вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость не ограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавлена властью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишь изредка прерывалось возмущением народных масс.
Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего востока. Только ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Причины стабильности этого государства на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.
Политическая история Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Во второй половине 4 тысячелетия складываются первые государственные образования – номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами.
Уже на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры в Египте существовало около 40 отдельных областей — «номов», т.е. самостоятельных, малосвязанных друг с другом общин, из которых каждая занимала территорию, достаточную для того, чтобы вести самостоятельное ирригационное хозяйство. Каждый из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались при храмах в работных домах и историко-правовые источники часто называют их «рабами храма». Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет. Позже объединились и южные номы в Верхний Египет.
К концу IV тыс. до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.
В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.