Найти тему

Место среднего специального образования в РФ и СССР

Огюст Роден.  Мыслитель
Огюст Роден. Мыслитель

Если посмотреть, какие требования работодатели предъявляют к выпускникам колледжей, то увидим, что здесь также происходят серьезные изменения. Наиболее невостребованными являются выпускники, окончившие учебные заведения по программам среднего профессионального образования. Работники, которые окончили учебные заведения СПО, с одной стороны вытесняются работниками с высшим образование, а с другой – с начальным профессиональным образованием, когда нужны конкретные навыки. И получается, что среднее профессиональное образование воспринимается потребителями услуг и работодателями как несамостоятельный и переходный этап, на пути к высшему образованию. Это признают и руководители учебных заведений системы СПО. Ведь после окончания учебного заведения, производители услуг обязаны трудоустраивать выпускников на соответствующие должности, что довольно проблематично.

Чтобы объективно разобраться – что такое среднее профессиональное образование в России и, какие меры требуются для поднятия его престижа, обратимся к опыту построения такого образования в СССР и за рубежом.

СССР.

Среднее специальное образование, одна из форм профессионального образования. Имеет целью подготовки непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определенной квалификационной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но соответствующей теоретической подготовки. Среднее специальное образование складывается из общего среднего образования и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных умений и навыков по специальности. Оно ведется более чем по 450 специальностям, объединенным в отраслевые группы. Для каждой специальности установлены определенный комплекс и объем учебных дисциплин, разделенных на 3 цикла: общеобразовательный, общетехнический ( общемедицинский, общепедагогический и т.д. ) и специальный, в соответствии с учебными планами и учебными программами, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Основные типы учебных заведений в системе среднего специального образования – техникумы и училища. [1].

В техникумах и училищах готовились высококвалифицированные кадры, способные применять на практике теоретические знания, полученные во время учебы. По программам среднего профессионального образования на практические занятия отводилось 65% учебного процесса.