Найти тему

В каком образовании заинтересованы работодатели

Огюст Роден.  Мыслитель
Огюст Роден. Мыслитель

В Российской Федерации различают несколько уровней образования: дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Базовая ( основная ) ступень образования ориентирована на общее развитие личности, на формирование готовности нового поколения людей к вступлению в общественную жизнь и в сферу общественно полезного труда. В современном обществе принято, что базовое образование является обязательным. Обязательность базовой ступени образования гарантированна Конституцией РФ и необходима для того, чтобы гарантировать право каждого члена общества на основное образование, чтобы сделать его доступным всем – как общественное благо. Государство предоставляет право каждому человеку выбирать, где получать базовое образование – в школе, или в учреждениях среднего профессионального образования. Гарантом получения права на такое образование, являющимся одним из основных прав человека, является государство. Рыночные отношения, складывающиеся в сфере услуг среднего профессионального образования, формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка. Средние образовательные учреждения, в том числе и государственные, вынужденные оказывать платные услуги на рынке образования, оказались не готовыми к деятельности по удовлетворению образовательных потребностей населения, с одной стороны, и рынка труда – с другой. Работодатели как субъекты рынка труда заинтересованы в выпускниках, способных удовлетворить текущие конъюнктурные потребности в специалистах, при минимальных затратах по их адаптации к своему производству. Но, несмотря на то, что среднее специальное образовательное учреждение включено в два рынка – рынок образовательных услуг и рынок труда – оно главным образом ориентировано на текущий спрос лишь на одном из них. Актуальна ситуация невостребованности выпускников учреждений среднего профессионального образования и на рынке труда. Это связано как с тем, что спрос рынка труда «отложен» на 2 – 4 года с момента поступления в колледжи и требует прогнозного изучения, так и с тем, что спрос на рынке труда подвижен и определяется экономическими процессами и модернизацией производства.

Рассмотрим рынок образовательных услуг, как сочетание двух механизмов регулирования: рыночных и нерыночных. Они выступают в потреблении как общественные, квазиобщественные и частные экономические блага. Такая градация помогает определить экономическую ответственность каждого субъекта данного рынка за формирование и накопление « человеческого капитала». Основной составляющей этого « капитала» становится профессионально – квалификационная подготовка. Во многих странах, с развитой рыночной экономикой, функционирование рынка образовательных услуг зависит от развитости и потребности рынка труда. А так как, рынок труда, по своей сути, имеет «антирыночный» характер, то в нем сочетаются рыночные и нерыночные механизмы мотивации агентов рынка образовательных услуг, таких как: государство, работодатели, образовательные учреждения.

Рыночные отношения в России, характеризующиеся нарастанием неопределенностью внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и существенным сокращением финансирования профессиональных учреждений, коренным образом изменило экономические условия функционирования профессионально – образовательного сектора. В связи с этим остро встал вопрос о создании условий для финансово – экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно – правовых форм средних профессиональных учреждений. В последние годы, в российской системе среднего профессионального образования наблюдается быстрый рост числа колледжей и обучающихся в них студентов. Но, недостаточное инвестирование в сферу профессионального образования и ее «подушевое» финансирование ведет к подрыву как внутренней, так и внешней эффективности системы. Низкая внутренняя эффективность связана с ростом учебных заведений среднего профессионального образования, нерациональным распределением средств среди них и потребителями образовательных услуг. Колледжи стараются удержать и выпустить каждого поступившего к ним студента. Фактическое снижение государственных стандартов и барьеров контроля качества на входе в отрасль привело к неконтролируемому росту числа учебных заведений и учащегося контингента. Существенными факторами, снижающими внутреннюю эффективность, являются: постепенная утрата стимулов к добросовестной работе у преподавателей и учащихся, а также, низкая стипендия у студентов. Низкие заработки преподавателей вынуждают их работать на полторы – две ставки, что приводит к износу рабочей силы и снижению качества уроков. Поэтому, они пытаются строить учебный процесс таким образом, чтобы расходовать минимальное количество сил. Такой процесс обучения приводит к тому, что основная часть учащихся не в состоянии понять и усвоить материал в часы, отведенные на уроки. В свою очередь, студенты утрачивают стимулы к усвоению знаний, так как знают, что колледжи кровно заинтересованы в их количестве ( а по сути, в тех деньгах, которые «идут за учащимся» ), и доведут практически всех до выпуска. Второй фактор – низкие стипендии, не дотягивающие даже до «прожиточного» минимума. Не секрет, что в средние профессиональные учебные заведения поступают дети из малообеспеченных семей. Определяющим фактором в выборе СПО является желание получить на бюджетной основе хорошее образование, и после окончания иметь не только престижную специальность, но и должность. Но не все они могут выдержать бремя расходов, связанных с учебой в колледжах. Многие студенты, в ущерб занятиям, устраиваются на работу. А так как время работы, обычно совпадает со временем учебы, то выбор делается в пользу работы, тем более что, колледжи не заинтересованы в их отчислении. С другой стороны, промышленности не нужны низкоквалифицированные кадры, так как их приходится доучивать в процессе работы. Уже сегодня работодатели ощущают дефицит, как квалифицированных рабочих кадров, так и высококвалифицированных специалистов среднего звена, отвечающих «европейским» параметрам качества.

Говоря о рынке образовательных услуг, можно рассматривать его как несовершенный. Совершенный рынок предполагает две основные черты:

- функционирование исключительно экономических интересов;

- равенство ( баланс ) власти между сторонами рыночного взаимодействия.

Несоблюдение первого условия проявляется в том, что при принятии решения о получении среднего профессионального образования, поступающие в ряде случаев, руководствуются не экономическими мотивами. Результаты исследования показывают, что от 20% до 30% первокурсников, поступая в колледж, не принимали во внимание экономические мотивы. Это решение проблемы трудоустройства, профессиональной карьеры, достижение материального достатка и положения в обществе. Соображения, которыми названная группа молодых людей руководствовалась при поступлении в колледж – это стремление следовать «решению семьи», примеру друзей, либо получить отсрочку от армии. Второй аспект несовершенства рынка услуг среднего профессионального образования проявляется в том, что между производителем и потребителем складывается явный дисбаланс власти, так как отсутствует возможность квалифицированной проверки потребителем услуг ( студентом или его родителями ) качества данных услуг. В процессе производства и потребления услуг среднего профессионального образования складываются определенные устойчивые взаимодействия, а так же трудности в учебной деятельности не отличаются у занимающихся на платной или бюджетной основе. Это нехватка учебной и учебно – методической литературы, отсутствие возможности пользоваться компьютером и сетью Интернет. Перечисленные сложности в процессе обучения имеют источником финансовую и организационную необеспеченность учебного процесса. В случае четкого осознания потребителем характера обязанностей производителя образовательной услуги данные сложности могли бы быть интерпретированы как показатели ее недостаточно высокого качества. Однако, данные отрицательные характеристики услуги либо не осознаются, либо о них не заявляется открыто. Дело в том, что причиной такого поведения является зависимость потребителя услуги от ее производителя, который оценивает знания учащегося и принимает систему санкций. В этом проявляется явный дисбаланс власти, который является признаком несовершенства данного рынка.