Найти тему

Почему работодателей не устраивает качество выпускаемых специалистов.

Огюст Роден.  Мыслитель
Огюст Роден. Мыслитель

В настоящее время, при данной экономической ситуации, работодатель стал предъявлять все большие требования к работникам, а следовательно, и к выпускникам образовательных учреждений. Слабая сегментированность образовательного рынка привела к тому, что основным требованием работодателя к работнику стало наличие у него диплома о высшем образовании. Это требование не к профессиональным качествам работника, а к его поведенческому уровню, так как работодателю приходится заново учить выпускника и адаптировать его к конкретному производству. Поэтому, получение престижной и высокооплачиваемой работы все чаще связывают с наличием диплома об окончании именно престижного высшего учебного заведения. Кроме того, диплом об окончании высшего учебного заведения, не гарантирует работу по специальности. Около 90% работодателей при найме на работу считают обязательным наличие диплома о высшем профессиональном образовании даже на рабочие места, не требующей высокой квалификации, подтвержденной дипломом. Высшее образование превращается в социальную норму. На фоне сказанного, идет быстрый рост контингента высшей школы, а уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений гораздо ниже, чем в странах ОЭСР. Определенное исключение составляют выпускники среднего профессионального образования, которым в общей массе выпускников труднее найти работу, чем выпускникам начального профессионального образования и высшей школы.

Несмотря на вышесказанное, все более расширяется несоответствие между потребностями рынка труда и деятельностью системы профессионального образования. Это происходит потому, что в нашей стране стремительно сменилась экономическая модель, а образование, как более консервативная и медленно меняющаяся сфера, не поспевает за происходящим, и разрыв в скорости изменения, между потребностями рынка труда и предложением образования, в последнее время, стал увеличиваться. Кроме того, нынешняя система профессионального образования оказалась не готова к такому спросу на ее услуги – ни организационно, ни технологически, ни в кадровом отношении, ни в ресурсном. Поэтому, качество предлагаемых образовательных услуг стало падать, и увеличиваться разрыв между престижным и массовым образованием.

В настоящее время в России происходит смена экономического устройства. Часть отраслей переходит к постиндустриальному экономическому устройству, а основная часть отраслей не в состоянии решить многие задачи индустриального этапа развития. Так, быстрый рост сферы услуг, банковской сферы требует принципиально нового работника по сравнению с машиностроительным или сельскохозяйственным производствами. До последнего времени работодатель еще мог найти на рынке труда более – менее подходящего по профессиональным качествам работника. Но в последние годы ситуация стала меняться. И в этих условиях, работодателю потребовались качественно новые работники, которых рынок труда не может ему предоставить, так как система профессионального образования все хуже справляется со своими обязанностями. Одновременно система образования, сталкиваясь с множественными проблемами, начинает предъявлять встречные требования к работодателям, которые стремясь минимизировать издержки, не хотят ни в какой мере участвовать в процессе подготовки кадров.

Процесс становления рыночных отношений в РФ сопровождается сохранением монополии государства во многих социальных сферах, включая и профессиональное образование, при значительном сокращении его финансовых возможностей. Кроме того, в переходный период наряду с государственным возникает и рыночный образовательный сектор. В настоящее время сектор негосударственных учебных заведений постоянно растет и развивается, что позволяет направить ограниченные бюджетные средства на поддержку приоритетных для государства направлений в системе образования.

Любое образовательное учреждение в условиях рыночной экономики можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс – как производственный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально – экономической продукции – образовательных услуг. Причем, полученное учащимся профессиональное образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень жизни. С понятной долей условности можно говорить об учащемся как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике – как о конечном продукте.

Образовательно – производственный процесс предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, то есть затрат. В связи с этим образовательный продукт обладает стоимостью. А так, как образовательный продукт обладает способностью удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, то в этом случае можно говорить о потребительской стоимости.

Несмотря на то, что образовательные услуги можно рассматривать в качестве товара, рынок в образовании имеет свои отличительные черты. Образование не может следовать только логике рыночной экономики, так как первостепенное значение образования заключается в его общественной ценности. Рыночные механизмы в сфере образования требуют обязательного вмешательства государства. Регулирование образовательной сферы должно быть важнейшим приоритетом государства.