Найти тему
Искусство Звука

Концерт для фортепиано с оркестром Антонина Дворжака

Дворжак был очень скромным по натуре человеком, чрезвычайно набожным, любил природу (его пристрастием были голуби, которых он держал в своем летнем доме), но при этом он ценил и прогресс цивилизации. Он восторгался локомотивами и пароходами, ритмом жизни больших городов, хотя часто уезжал из них в деревенскую глушь. Но прежде всего он был композитором. В каком бы жанре Дворжак ни пробовал себя, везде он был индивидуален. Он — один из наиболее часто звучащих и самый известный чешский композитор в мире, его изобретательность в музыке необычайно велика, а красота мелодий — уникальна и неповторима.

Прага
Прага

Дворжак писал свой фортепианный концерт с конца августа по начало сентября 1876 года. Это сочинение - первое произведение композитора в концертном жанре. Дворжак не был виртуозным пианистом, и он прекрасно это понимал. Скорее всего, он выбрал фортепиано в качестве сольного инструмента потому, что возлагал надежды на молодого пианиста Карела Славковского, который интересовался новыми произведениями чешских композиторов того времени и весьма успешно исполнил некоторые из камерных сочинений композитора.

Возможно поэтому окончательная версия концерта содержит много исправлений и дополнений, большая часть которых сделаны именно в фортепианной партии. Премьера состоялась в Праге 24 марта 1878 года с оркестром под управлением Адольфа Чеха и пианистом Карелом Славковским.

Бюст Антонина Дворжака на одном из домов в Праге
Бюст Антонина Дворжака на одном из домов в Праге

Несмотря на кажущуюся «невиртуозность» фортепианной партии, она требовала больших усилий по её изучению и исполнению, в то время как обычным слушателям это было незаметно. Чешский пианист и музыкальный педагог Вилем Курц пересмотрел фортепианную партию с целью её упрощения для игры. В некоторых местах он упростил отрывки, которые были технически слишком сложными; в других случаях он наоборот кое-что добавил, чтобы солирующий инструмент был услышан на фоне оркестра.

Адаптированный таким образом, концерт был впервые исполнен в Праге в 1919 году дочерью Курца Илоной Курцовой и Чешским филармоническим оркестром под руководством Вацлава Талиха. Версия Курца вскоре стала весьма популярной, в том числе и благодаря ученику Курца, пианисту Рудольфу Фиркушному, который с успехом исполнял её по всему миру .

На протяжении многих лет редакция Курца была основной. Первым известным пианистом, вернувшимся к оригиналу Дворжака, был Святослав Рихтер. Именно Рихтер реабилитировал концерт в своем первоначальном виде, а его запись этого концерта в первоначальном варианте вместе с Баварским государственным оркестром под управлением Карлоса Кляйбера 1976 года считается одним из лучших исполнений этого произведения.

Баварский государственный оркестр

Святослав Рихтер (фортепиано)
Карлос Клайбер (дирижер)